БИЗНЕС

За что боролись, или Что знает о скандальной стройке на Ленинском проспекте мэр Воронежа Александр Гусев?

За что боролись, или Что знает о скандальной стройке на Ленинском проспекте мэр Воронежа Александр Гусев?

18:13 18 мая 2873 Комментировать
Источник: abireg.ru
Воронеж. 18.05.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Уголовное дело о мошенническом выводе недостроенного физкультурно-оздоровительного комплекса по Ленинскому проспекту из муниципальной собственности под частную высотную стройку породило, пожалуй, самый громкий политический скандал этой весны. Его генезис похож на историю с «архитектурным бандитизмом»: наглость одних лиц при попустительстве других довела ситуацию до вмешательства губернатора. С той лишь разницей, что недовольство работой потерявшего берега главного архитектора Антона Шевелёва носило кулуарно-отраслевой характер, а работой строителя Тофика Магеррамова – открыто-всенародный. Маховик запущен: после публичной критики Алексея Гордеева уголовные дела возбуждаются чуть ли не на следующий день, это поняли уже все. Но если в случае с «архитектурным бандитизмом» пребывание господина Шевелёва в СИЗО вопросов не вызывает, как и потенциальный исход дела, то в случае с высоткой на Ленинском проспекте даже фабула преступления пока выглядит сомнительно. Тем более – потенциальный исход.
 
Неустановленные сотрудники
 
На сегодняшний день ни один из засветившихся в ходе оперативных действий высокопоставленных чиновников – а их, что достоверно известно, было не мало – не освободил занимаемого кабинета в городской администрации. Исключение составляет только бывший вице-мэр по градостроительству Владимир Астанин, подписавший все разрешительные документы на строительство скандального объекта. Но его увольнение, как известно, случилось раньше и по другим основаниям.
 
Обычно «маски-шоу» в административных помещениях заканчиваются арестами. Но не в этот раз. Уголовное дело было возбуждено «по факту противоправных действий неустановленных сотрудников администрации», а не конкретных чиновников. Почему?
 
Естественно, в Следственном комитете никаких комментариев не дают. Тем не менее материалы доследственной проверки ГУ МВД, легшие в основу уголовного дела, получили неофициальную огласку через самых заинтересованных участников истории – жителей окрестных домов по Ленинскому проспекту, которые этой самой проверки добивались упорно и коллективно.
 
Согласно документу (сомневаться в чистоте происхождении которого, конечно же, можно), крайними в уголовном деле рискуют оказаться начальник управления имущественных и земельных отношений мэрии (УИЗО) Наталья Махортова и ее заместитель (теперь уже бывший) Ирина Мирошниченко. Это с одной стороны. С другой – директор компании «Новый квартал» Тофика Магеррамова Кирилл Корчагин, выкупившая недострой на торгах Эльвира Сушина, ее сын Рауль Амиров, а также якобы имевший отношение к оценке актива Артур Проскурин.
 
Львиная часть доследственной проверки посвящена перипетиям оценки недостроенного физкультруно-оздоровительного центра и земельного участка под ним. Этот процесс действительно получился каким-то мутноватым: если верить документу, недвижимость была оценена (и впоследствии реализована) на сумму более 12 млн рублей, в то время как региональный центр судебной экспертизы (в рамках проверки ГУ МВД) оценил ее на сумму почти 21 млн рублей. Разница – ущерб муниципалитету – более 8 млн рублей (в пресс-релизе Следственного комитета эта сумма превратилась уже в 20 млн рублей).
 
Разрешение на строительство высотки на месте недостроенного ФОКа было выдано с нарушением градкодекса, что впоследствии прямо подтвердило региональное управление архитектуры и градостроительства.
 
Единственным белым пятном остаются подробности участия в этой схеме (с легкой руки ГУ МВД – «организованной преступной группе») самих чиновников мэрии. Может быть поэтому фигурнатами дела остаются «неустановленные сотрудники»?
 
За что боролись
 
Пересказывать судьбу злополучного ФОКа смысла особого нет – за прошедшие две недели она стала досконально известна всем более или менее интересующимся ситуацией в мэрии (а кому-то, вероятно, была известна и ранее). Объект с двумя волейбольными залами и административным корпусом строили в начале 90-х, достроили почти до половины (48%), а в 1994 году бросили и как положено не законсервировали. Недострой быстро превратился в пристанище бомжей и наркоманов и начал беспокоить жителей окрестных домов (за что боролись, как говорится).
 
Впервые с него снял паутину (если можно так выразиться) новоявленный губернатор Воронежской области Алексей Гордеев в 2009 году, который пообещал местным жителям достроить объект. По всей видимости, под эту благую цель планировалось выбить федеральное финансирование, которым Воронеж был щедро одарен в преддверии 425-летия города.
 
Началась соответствующая подготовка: в 2010 году «Экспертстройпроект» провел обследование технического состояния административного блока ФОКа и выяснил, что несущие конструкции подземной и надземной части находятся в работоспособном состоянии. А в 2011 году «Гипрокоммундортранс» разработал проектную документацию на завершение строительства объекта.
 
Но вопреки чаяниям областных чиновников денег на многострадальный ФОК к юбилейной дате никто не выделил. Израсходованные на проект 3 млн рублей остались единственными вложениями в недострой.
 
После этого идею фактически забросили: она продолжала висеть в областной инвестиционной программе, каждый год ее вроде как обсуждали – и только.
 
В январе 2014 года Дирекция единого заказчика капитального строительства провела обследование ФОКа и запротоколировала его плачевное состояние: размораживание кладки несущих внутренних и наружных стен, трещины по стенам, механическое разрушение перегородок, повреждение лестничных площадок, повсеместное разрушение керамического кирпича, трещины на плитах перекрытия, оголенная арматура... Эксперты пришли к выводу, что без комплексного инструментального исследования нельзя говорить о надежности несущих конструкций объекта. В целом было рекомендовано задуматься о целесообразности достройки комплекса как такового.
 
Но дополнительных исследований никто делать не стал. В июне 2014 года на рабочем совещании с руководителями ключевых структур градоначальник Александр Гусев дал протокольное поручение исключить из заявки на участие в инвестпрограмме на 2015-2017 годы ФОК по Ленинскому проспекту. Согласно документу, речь шла о софинансировании на сумму 115,5 млн рублей, почти 80 млн рублей из которых приходилось на областной бюджет, а 35,6 млн рублей – на городской. Высвободившиеся средства мэр предложил направить на строительство ФОКов в микрорайонах Краснолесный и Репное.
 
Своим распоряжением мэр Александр Гусев официально лишил недострой на Ленинском проспекте всяких перспектив быть завершенным. Из каких побуждений это было сделано, доподлинно неизвестно. Возможно, попросту не было денег. Так или иначе, инициатива точно исходила сверху – от самого Александра Гусева, а никак не от нижестоящих исполнителей.
 
Сносить нельзя достраивать
 
Далее начались мытарства неликвида по бюрократическим коридорам мэрии. Первым и весьма логичным стало предложение передать участок под ФОКом школе № 19, потому что образовательное учреждение вплотную граничило с недостроенным объектом. Соответствующее поручение дала вице-мэр Надежда Савицкая. Она же поручила проработать вопрос о демонтаже конструкции – зачем бомжатник на территории школы? Однако поручения вице-мэра повисли в воздухе – на снос необходимо выделять деньги.
 
В ноябре Контрольно-счетная палата в рамках проверки законности и результативности использования бюджетных средств вынесла начальнику УИЗО Наталье Махортовой представление: изъять недостроенный ФОК из оперативного управления спортивной школы № 14 из-за непригодного к эксплуатации состояния. КСП вдруг обнаружила, что у школы в штатном расписании нет охранников для данного объекта, учреждение не может ограничить доступ на его территорию посторонних лиц, ФОК захламлен мусором и вообще находится в полуразрушенном состоянии.
 
Свою резолюцию УИЗО вынесло и Управление физической культуры и спорта: земельный участок вместе с недостроенным комплексом просим у школы изъять и передать в казну муниципалитета. Дескать, поставить забор и решетки на объект стоит денег, а денег нет. Поэтому лучше бы вам с этим вопросом разобраться.
 
Пока управление занималось изъятием (в начале 2015 года), в мэрию через областное правительство спустилась еще одна бумага – жалоба на имя губернатора Алексея Гордеева. В ней жители окрестных домов по Ленинскому проспекту просили главу региона лично посодействовать решению проблемы недостроя-бомжатника (опять же, за что боролись). Губернатор постановил жестко – проблему устранить.
 
Решение было найдено роковое – Александр Гусев распорядился включить ФОК и участок под ним в план приватизации. Вроде как управление стройполитики порывалось дообследовать объект на предмет завершения строительства, однако денег на это от господина Гусева не дождалось, несмотря на обещания. Вероятно, ветер подул в другую сторону.
 
После этого вопрос о судьбе недостроенного ФОКа с участком по стандартной процедуре был вынесен на усмотрение депутатов городской Думы. 16 марта профильная комиссия по собственности рассмотрела возможность приватизации трех объектов, в том числе – по Ленинскому проспекту. Управление физической культуры и спорта подтвердило свою незаинтересованность в дальнейшей судьбе комплекса и 17 числа соответствующая резолюция комиссии ушла председателю парламента Владимиру Ходыреву. На Думе против приватизации никто не возражал.
 
Что знает мэр Александр Гусев?
 
Вопрос, конечно, риторический, но в контексте разразившегося скандала его приходится задавать. Ведь все выдернутые из своих кабинетов на допрос чиновники мэрии при самых оптимистичных раскладах не могли как-либо влиять на судьбу несчастного физкультурно-оздоровительного комплекса на Ленинском проспекте. Об этом красноречиво свидетельствует хронология переписки между структурными подразделениями горадминистрации. О каких «неустановленных сотрудниках» тогда идет речь?

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь