Москва ГОРОД

Художник Миша Бастер вспомнил о «бескорыстном духе» и «экономической Хиросиме» Перестройки

Художник Миша Бастер вспомнил о «бескорыстном духе» и «экономической Хиросиме» Перестройки

Источник: Мослента
Об «эпохе искренности» и «экономической Хиросиме» для художников в СССР вспомнил в интервью «Мосленте» художник, организатор выставок, автор книги «Типа панки» Миша Бастер. По его словам, в конце 80-х художники, относившиеся к панкам, пережили тяжелое испытание. По воспоминаниям Бастера, панк-искусство в эпоху Перестройки было совершенно бескорыстным. Его невозможно было монетизировать, поэтому творческий процесс был свободен от экономического давления. В то время даже самые обычные вещи могли стать предметами искусства. «Мой старший товарищ Олег Котельников мог запросто выбить дверь или отломать ее от шкафа в гостях, нарисовать на ней картину, вручить хозяевам и пойти дальше», — привел один из примеров герой интервью. Объектом творчества могло стать все, что угодно. Но в конце 80-х ситуация кардинально изменилась. «В 1988 году случился московский "Сотбис", и многие художники, осознав, что работы могут продаваться за полмиллиона долларов, сошли с ума. Это был взрыв, как в Хиросиме, только культурно-экономическая бомба упала»», — пояснил писатель. По его словам, в итоге многие творческие люди впали в ступор и были не способны создавать что-то новое, потому что рассматривали искусство теперь с позиций его стоимости для покупателей и собственной известности. Это привело к тому, что бескорыстный дух, которым отличалась панковская среда, испарился. «Не знаю, сколько должно пройти времени и что случиться, чтобы культурная среда опять словила этот былой дух», — заключил он. Ранее Бастер рассказал о способе бесплатно жить в центре Москвы в 1980-х. Он вспомнил о творческих пространствах в заброшенных столичных квартирах.