Москва ГОРОД

«Эти русские делают с яйцами и луком что-то странное». Жена священника — о Пасхе, куличах и иностранцах

«Эти русские делают с яйцами и луком что-то странное». Жена священника — о Пасхе, куличах и иностранцах

Источник: Мослента
В воскресенье, 5 мая, православные христиане отметят светлый праздник Пасхи — день Воскресения Христова. На столах появятся традиционные куличи и крашеные яйца. Верующие соберутся в храмах, а потом — за одним столом с близкими. Какие традиции празднования Пасхи сохранились в народе, чем они отличаются в разных регионах России, чего не стоит делать в этот день и почему запрет на алкоголь во время праздничного застолья уже не так важен — об этом и многом другом «Мосленте» рассказала супруга московского священника Николая Бабкина, матушка Алина. Ниже — ее монолог. Про главный вопрос и разные ответы Когда человек готовится к Пасхе, наверное, первый вопрос, который встает перед ним: а что именно он собирается праздновать? В этот день важно понимать, что происходит, вокруг чего возникает этот праздник и что объединяет нас, когда мы собираемся все вместе хотя бы за одним столом. Наверное, для разных людей сегодня и ответы на эти вопросы будут разными. Мировоззрение и жизненный опыт могут сильно отличаться. Но если говорить о христианах, о воцерковленных верующих, для них Пасха — это прежде всего то, что происходит в храме. Человек приходит на пасхальную службу, видит, что происходит вокруг, и ощущает, как сам становится частичкой всего этого, частичкой чего-то большего. Про поиски утраченных традиций Обычно именно в храме верующий узнает, как в этом приходе празднуют Пасху, в чем это выражается внешне. Дело в том, что в разных приходах, в разных регионах нашей страны традиции могут отличаться. Например, в Москве и вообще Центральном регионе пекут то, что называется куличом. Но этот же кулич южнее могут называть паской. При этом чаще всего трудность, с которой сталкиваются сегодняшние верующие, в том, что была утеряна преемственность традиций внутри семей. Например, если в советское время у кого-то была верующая бабушка, скорее всего, что-то в такой семье сохранялось, несмотря на то что иногда это было со страхом лишения свободы или даже с угрозой для жизни. Так человек не терял свою идентичность. Он знал, откуда он происходит, частью чего является. И, как правило, в таких случаях не было разрыва между тем, что происходило когда-то раньше, и тем, что происходит сейчас. Это была живая передача традиций из поколения в поколение. Тем, у кого такой разрыв все-таки случился, сложнее. Если сейчас они приходят к вере, им приходится по крупицам собирать информацию. Большинство ищет что-то в интернете. Спрашивать окружающих, как правило, не имеет смысла, потому что они сами зачастую не обладают нужными знаниями. Потому люди пробуют собирать традиции и привносить в жизнь своей семьи. Как правило, приживаются именно те, которые находят в душе человека отклик, остальные со временем или даже сразу отметаются. И сложно говорить о каких-то обязательных вещах, единых для всех. Про Пасху в Белгородской области Я росла в Белгородской области. В моих родных местах традиция не прерывалась. Все, что делали мои прапрабабушки, передавалось дальше из поколения в поколение. Даже в ХХ веке это не особенно изменилось. В семье сохранялись в том числе и рецепты, по которым они пекли куличи. Но как раз в тех местах они назывались паской. У нас не было отрыва от церковной жизни. В субботу, накануне пасхального воскресенья, люди приносили в церковь на освящение паску и яйца. Это распространено во многих регионах, в том числе и в Москве. Люди приходят с праздничной едой не после воскресной ночной службы, а заранее. В субботу в храм приходили все, даже молодые люди, которые не были особенно верующими. Просто они отдавали дань уважения своим мамам и бабушкам, которые так делали всегда, своей семье. Пасхальная корзина освящалась на всю семью. А утром в воскресенье, когда все просыпались, тот, кто ходил в церковь на освящение, обязательно отрезал каждому по кусочку освященной пищи. И дальше кто — неделю, а кто и все 40 дней начинали утро с освященных куличей и яиц. Про Пасху в Москве и возвращение к своим корням В Москве я вижу очень много потомков верующих семей. В них очень живо чувство принадлежности к русскому православию. Даже если их семейные традиции были утеряны, у них где-то внутри прошито: хоть наши семьи утратили связь с церковью и Богом, мы чувствуем, что нам все это близко, мы — часть происходящего здесь и сейчас. Они искренне стараются узнать, какое место традиционные церковные праздники занимали в жизни их семей, что для них значили, какую роль играли. Сейчас у нас вообще очень актуален поиск информации о своих предках, о своем роде. Многое утеряно, во многих семьях на протяжении всего ХХ века происходили те или иные трагедии, а истории людей, их судьбы замалчивались ради безопасности остальных. Но сейчас вопросы о том, к какому роду мы принадлежим, какая история у нашей семьи, снова стали очень важными. Мы знаем, что каждый из нас что-то взял от мамы, а что-то — от папы. Но кем были бабушки и дедушки? А прабабушки и прадедушки? А если прапрапрабабушки? От кого мы вообще пришли? В этом контексте очень многие возвращаются к православной вере. Поэтому люди пытаются найти что-то связанное с их семейными пасхальными традициями. Может быть, где-то бабушкины рецепты завалялись? Надо же узнать, как тогда, в ее время, пекли куличи и что вообще люди делали. Еще часть людей стараются найти семьи, в которых традиции сохранились, и наладить с ними контакт. Кстати, часто люди делятся друг с другом такой информацией в интернете. Часто можно встретить сообщения вроде: «Я в бабушкином старом сундуке нашла старые записи. Она пекла куличи по Похлебкину». Про настоящий традиционный кулич Кулич по рецепту Вильяма Похлебкина был одним из самых распространенных. Может быть, были где-то вариации, но в основном пекли именно по нему. Он довольно непросто готовится, но того стоит. В приходах я часто замечала, что женщины, которые помнят этот вкус благодаря мамам и бабушкам, снова ищут этот рецепт и пекут кулич сами. Это очень здорово, что культура нашего русского кулича возрождается. Правда, чтобы его приготовить, нужна крепкая рука. Месить это тесто сложно. Когда я делала это впервые, потом неделю болело плечо. Но можно попросить помощи у мужчин. Про любовь к долгим праздникам Русский народ всегда любил праздники. Если посмотреть источники о жизни людей в XVIII, XIX и даже в начале ХХ веков, эта любовь становится очевидной. Во-первых, каждый большой праздник длился много дней. Минимум — три, а то и все 40. В один день никто никогда не укладывался. Нормой была неделя. Особенно долгими праздники были на Севере, где жизнь была более суровой. Там без них вообще было никак. И Пасха идет много дней. Куличей тоже всегда пекли много. Маленькая семья из трех человек выпекала как минимум десять штук. Важно было не только самим поставить на стол угощение. Куличи надо было обязательно подарить соседям, крестным, родственникам. В местах, откуда я родом, нормой было печь 20-30 куличей. Про крашеные яйца и подозрения в колдовстве Красить на Пасху яйца — традиция, которая напоминает нам об истории о встрече Марии Магдалины и императора Тиберия. В этот момент глава Римской империи на слова Марии Магдалины о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых, возразил, что это невозможно, как не может быть такого, чтобы куриное яйцо стало красным. Тогда гостья императора взяла яйцо в руки, и оно чудесным образом покраснело. У нас традиционно красили яйца отваром из луковой шелухи. Этим обычно занимались в деревнях, а в города традиция приходила вместе с переселенцами из сельской местности. Впрочем, городским жителям уже давно были доступны пищевые красители, а потом и наклейки. Их появлению люди были очень рады. Традицию красить пасхальные яйца луковой шелухой русские люди понесли за границу. Есть много курьезных случаев и забавных историй о том, как иностранцы на это реагировали. Иногда это называли язычеством или даже колдовством, потому что не понимали, что эта русская невестка делает. Русские — люди вообще суровые. Сначала Масленицу спалили, а вот теперь что-то с яйцами творят. Очень страшно. Наши бабушки еще очень любили прикладывать к яйцам листики петрушки, а потом опускать в луковый отвар. На скорлупе получался красивый узор. Пасхальные яйца в России вообще были не только традиционным угощением. С ними, например, играли в разные игры, например, двое брали по яйцу, били их друг о друга и смотрели, у кого разобьется сильнее, катали яйца по земле и так далее. Про алкоголь и безглютеновые куличи Сейчас, когда мы говорим о Пасхе, первая мысль: хорошо, если семья вообще собирается за столом, если есть, кому собраться. Именно семьи у нас создаются все реже. Когда двое женятся, потому что любят друг друга, это еще не все. Семья — это все-таки продолжение рода в большом смысле. Это история о том, что мы и наш род идем дальше, выходим на новый уровень, а потом и наши дети поведут нас вперед. Так что если есть семья, которая вместе встречает праздник Пасхи, это уже замечательно. Что же касается запрещенных блюд и напитков для праздничного стола, обычно тут говорят про алкоголь. Но, по моим наблюдениям, этот вопрос уже не так актуален, как раньше. В 1990-х и начале 2000-х без водки не только праздник, но и ни один поход на кладбище не обходился. Правда, это отчасти было способом привлечь мужчин к происходящему. А сейчас люди поворачиваются в сторону трезвой жизни. Например, некоторые даже пекут полезные, безглютеновые куличи. В таких семьях алкоголь гарантированно не попадет на стол. Про мясо и кровь Какие-то даже не запреты, а принятые или осуждаемые вещи могут зависеть опять-таки от региона. Так, на юге России люди часто приносят в церковь на освящение мясо. На севере это больше осуждается. Также на юге принято освящать соль. Так что, если в Москве кто-то приходит в церковь с солью, сразу думаешь, что он откуда-то из южных регионов. В Белгородской области, например, именно на Пасху делали домашнюю колбасу. Потом ее несли в церковь. Люди не знали, что этого делать не надо, что в храм нельзя приносить ничего с кровью. Там совершается бескровная жертва, так что даже если священник поранится, он должен выйти, остановить кровь и только потом вернуться. Но люди были не в курсе и мясо несли от души. Приносить на освящение соль — тоже очень русская традиция. И на юге ее несли бочонками. Про приглашение на праздник Праздник Пасхи действительно будет всецело таковым, если мы говорим о верующей и воцерковленной семье. Но так бывает далеко не всегда. Иногда только один член семьи — воцерковленный верующий. Но он хочет отпраздновать Пасху вместе со своими близкими. Тогда он готовит стол и приглашает за него всю семью, чтобы они могли разделить с ним радость. Пусть другие родственники не до конца понимают, почему для человека это так важно и что на самом деле он празднует. Но он может им об этом рассказать, поговорить с ними, объяснить, насколько для него это важно. Как минимум они поймут, что празднуют что-то светлое, святое и радостное. Люди чаще всего открыты к подобным вещам, так что ответят на такое приглашение согласием. Про праздничное настроение Но бывает и другая ситуация. Чаще всего приготовлением к празднику занимаются женщины. И кто-то может переоценить силы и слишком вложиться во все это. Женщина напеклась куличей, сделала генеральную уборку в Чистый четверг (это еще одна характерная русская традиция, которая буквально прошита внутри нас) и очень устала. Почему она так вкладывается? Причины могут быть самыми разными. Например, ей хочется все сделать именно так, как делала бабушка. Вот только у нее и у бабушки — разный образ жизни и даже разная физическая подготовка. Можно просто не рассчитать силы. Если так и случилось, человек может сорваться на близких. Было же столько усилий, стараний, а или никто не помогал, или ведет себя кто-то как-то не так. Рушится картинка идеального праздника. В итоге — скандал и плохое настроение у всей семьи. Это, правда, может случиться не только на Пасху. Например, это довольно часто происходит на Новый год. Важно помнить, что праздничная атмосфера в этот день важнее, чем то же количество куличей. Не стоит надрываться. То, каким запомнят этот день наши дети, зависит именно от нас, от нашего настроя. Мы ведь запоминаем не столько события, сколько эмоции. И если Пасха становится чудесным днем, когда мама и папа счастливы, улыбаются, накрывают стол, не ругают детей и так далее, дети и запомнят праздник таким. В будущем они будут тянуться к нему. Но если в этот день детям было грустно и страшно, их заставляли чувствовать за что-то вину, убеждали, что они плохие, а мама страдала — никакие разговоры о том, насколько правильно быть верующими, не помогут. Дети близко к этому празднику не подойдут, как и к церкви. Про пасхальных зайцев и смысл того, что мы делаем Новые традиции — вопрос спорный. На самом деле мы скорее несем дальше переданные нам способы праздновать Пасху, иногда используя новые способы делать то, что мы и так делали раньше. Например, те же красители и наклейки для яиц очень обрадовали людей. Верующие были в восторге. Но это была все равно реализация потребности сделать красивым один из важнейших символов праздника. Можно привести другие примеры, но и они будут скорее отголосками того, что уже было заложено в нас, что пришло от наших предков. Например, сейчас появилось увлечение пасхальными зайцами. Это германская традиция, пришедшая еще из дохристианских времен. Не знаю, что в итоге с ними получится, но нашим людям очень важен смысл всего, что они делают. Да, сейчас это интересно, вроде бы необычно. Но если человек не найдет прочной связи между этими зайцами и своей идентичностью, мода на них пройдет. Все потому, что каждый такой элемент должен быть по-настоящему прочувствован как часть нашего понимания себя, нашей картины мира.