Москва ГОРОД

«Речь не про кадровый голод, а про развитие». Глава Депкульта Москвы — о новых назначениях, цензуре, парках и стандартах досуга

«Речь не про кадровый голод, а про развитие». Глава Депкульта Москвы — о новых назначениях, цензуре, парках и стандартах досуга

Источник: Мослента
Алексей Фурсин руководит Департаментом культуры города Москвы, то есть возглавляет ведомство, отвечающее за столичные музеи, театры, парки, детские школы искусств, библиотеки и так далее. Поводом для разговора «Мосленты» и Алексея Фурсина стало недавнее заявление мэра Москвы о запуске проекта по обсуждению стандартов культурного досуга на платформе «Город идей». Однако мы не могли не спросить главу столичного Депкульта и о недавних громких театральных назначениях, вызвавших достаточно неоднозначную реакцию москвичей. Ниже — монолог Алексея Фурсина. На днях мэр Москвы Сергей Собянин заявил о запуске нового проекта по обсуждению стандартов культурного досуга на платформе «Город идей». Уместно ли вообще говорить о стандартизации в сфере культуры? Какой результат вы в финале хотите получить по завершении этого проекта? Я бы хотел, чтобы финала у этого проекта не было. В ближайшей перспективе, по крайней мере. После его завершения мы займемся внедрением лучших идей, анализом обратной связи от москвичей и сообщества. А это небыстрый процесс. Возвращаясь к стандартизации в сфере культуры. Мы хотим вместе с москвичами и экспертами сферы сформулировать стандарты оказания услуги, а не ее содержание. Это важно. Стандарты культурного досуга — это те метрики и требования к нашим услугам, которые обозначат сами жители. Например, возможность купить билет в один клик или найти мероприятие в двух шагах от дома для похода с маленькими детьми. Механика простая и в целом не новая: горожане делятся своей обратной связью о наших площадках и проектах, идеями по их улучшению. Эксперты оценивают все предложения и параллельно обсуждают их на отраслевых встречах с участием и наших, и коммерческих организаций. Лучшие инициативы мы внедрим. Плюс получим большое количество данных об опыте использования нашей инфраструктуры, которые тоже изучим. У Департамента культуры Москвы несколько направлений деятельности. Давайте начнем с театра. В столице работают 67 театров, подведомственных департаменту. Нужно ли такое количество театров вообще? Я постараюсь подойти к этой теме с другой стороны. Многие все же говорят о театрах, опираясь на знаковые площадки города, рассуждая об их истории, людях, которые в них играли или играют сейчас. Но далеко не все театры имеют большие залы и многолетнюю историю. Однако они имеют своего зрителя. Да, у них залы по 80-120 посадочных мест, и тут, конечно, сложно говорить о коммерческой выгоде. И все же не надо забывать, что театры в городе сами по себе разные. Есть детские театры, театры кукол, теней, молодежные театры и другие. В прошлом году после реконструкции открылся театр Эстрады. У него нет своей труппы, но есть своя история, хотя он и не является классическим, в общем понимании этого слова, театром. Все-таки главным индикатором является зрительский успех, востребованность. Вопрос не в количестве уж точно. Около месяца назад всех, кто интересуется театром, озадачила информация о новых назначениях. Так, Владимир Машков, возглавляющий «Табакерку», теперь стал еще и директором «Современника». А Константин Богомолов, возглавляющий Театр на Малой Бронной, теперь еще и возглавил Театр Виктюка. Зачем? К чему эти совмещения? Неужто возник кадровый голод? Вы далеко не первый человек, кто данные кадровые изменения с нашей стороны воспринимает как кадровый голод. Я, честно говоря, не очень понимаю, откуда это берется. То есть я бы еще понимал такие разговоры, если бы мы на совмещение ставили людей не из самых благополучных, скажем так, театров. Но мы с вами обсуждаем Машкова и Богомолова, «Табакерку» и Малую Бронную, которые пользуются у зрителя не просто спросом — вокруг спектаклей этих театров постоянный ажиотаж. И, поверьте мне, их точно никто не заставлял. С обоими были разговоры, и каждый из них загорелся этой идеей, оба знают, что они хотят сделать, и оба считают это вызовом, с которым они обязательно справятся. Выиграет ли от этого театральная Москва? Ну, явно да. Так что это точно не про кадровый голод. Это про развитие. Будут ли эти театры объединены? Тема объединения театров тоже нас преследует постоянно. Я понимаю, что этому были предпосылки, но это точно не тема сегодняшнего дня в контексте назначений, о которых вы спрашиваете. Театр «Современник», о котором мы только что говорили, возник благодаря Олегу Ефремову, Галине Волчек и иже с ними, прославился весьма смелыми постановками-высказываниями. На ваш взгляд, до какой степени должна распространяться свобода на современные театры? Другими словами, что можно, а что нельзя, что стоит, а что не стоит? И кто должен за этим следить? Для этого у театра есть директор и художественный руководитель, они и определяют репертуарную политику и направления развития театра. Вы, кстати, не упомянули Олега Павловича Табакова, который имеет такое же прямое отношение к созданию «Современника». А Машков — его ученик. Он был также в очень хороших и близких отношениях с Галиной Борисовной. Я это все веду к тому, что он хочет сохранить тот дух знаменитого «Современника». Какие постановки и где вам удалось посмотреть за последнее время? Не буду лукавить: на спектаклях меня не так часто встретишь. Но и не стоит забывать, что, помимо театров, в моем ведомстве сотни других учреждений: музеев, парков, киноплощадок, детских школ искусств, библиотек и культурных центров. Все не буду перечислять, но они все тоже требуют внимания... Вы знаете, меня недавно спросили: если сравнить департамент с театром, то вы кто, худрук или директор? Конечно, директор. Я точно не хочу лезть в творческую составляющую. Для этого есть специалисты и, в первую очередь, зритель. Он точно оценит, а я увижу это в статистике по заполняемости зала театра. Возвращаясь к вопросу, я скажу, что часто бываю в наших театрах. Но это в основном вопросы управленческие: ремонтные работы, закупка оборудования, другие вопросы, которые позволят зрителям с комфортом ходить в наши театры, а театрам выпускать громкие премьеры. Но чтобы не сложилось впечатления, что я не смотрю спектакли, назову то, что я смотрел в последнее время. Это премьера в Маяковке — «Симон». Очень личная и красивая история. Такая же личная история получилась у Димы Бикбаева в спектакле «Я люблю тебя, папа!» в пространстве «Арт-платформа». Но отдельно выделю «Убежище» в школе Табакова. Это выпускной спектакль первого курса по экспериментальной программе, которую запустил Владимир Машков. Это не премьера, но меня очень по-хорошему тронула и сама постановка, и то, как играли выпускники. Лето — время прогулок, так что не могу не спросить вас про парки Москвы. Какие наиболее крупные и интересные проекты осуществляются в них в этом году? Конечно, это фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» Он является мировым рекордсменом по своей продолжительности: этим летом москвичей ждут 100 дней различных культурных событий. Мы стараемся максимально задействовать инфраструктуру столицы, чтобы горожане надолго запомнили это лето. А в самих парках, помимо уже традиционных развлечений, теперь можно найти и курортные зоны с лежаками, бассейнами. Какой парк в Москве кажется вам неким идеалом, к которому прочие парки должны приближаться? По поводу идеала скажу так: мы как раз не хотим, чтобы были идеальные, и другие, которые к этим идеалам должны стремиться. Опять же тут все строится от посетителя, важно, чтобы в любом нашем парке, а их несколько десятков, он получал одинаковый качественный набор услуг и развлечений. Желательно, чтобы еще и недалеко от дома. Тогда такой парк и станет для него идеалом, и ему не надо будет ехать в центр Москвы, чтобы посетить известные всем парки. Кстати, сами вы больше любите парки дикие, с экотропами, камышом и разнотравьем, или такие, где кафешки, сцены и музыка? А в парках я постоянно бываю, но все же по работе. Иногда по утрам там бегаю. И позанимался, и по работе осмотрел. Такой «тайный покупатель», но на бегу. Парк «Зарядье» был просто мегапрорывом. Это и место, и концепция, и дизайн, и вот эти все разнообразные растения. Есть ли шанс, что в центре Москвы может возникнуть еще что-то подобное? Прямо сейчас в нескольких точках Москвы происходит комплексное обновление нескольких парков и природных территорий, и некоторые из них серьезно изменят свою концепцию. То есть это не просто замена скамеек или освещения, а глобальное обновление территорий. Кроме того, кинопарк «Москино» в Новой Москве станет не менее прорывным проектом, чем в свое время стал парк «Зарядье». Это не только место съемок для продакшенов. Мы пока не часто об этом говорим, но это и будущий парк для москвичей, где можно будет проводить время с друзьями, семьями прямо на фоне кинодекораций. И совершенно точно ничего подобного в России, да и в мире, сегодня нет. Сейчас, пожалуй, больше ничего не скажу, но уже скоро поделимся всеми подробностями. Знаменитая цитата Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Давайте перефразируем, дополним и поясним: «Из всех искусств для москвичей и гостей города в 2024 году важнейшим является...» Москвичи чаще всего, по нашим данным, ходят в музеи. На втором месте театры, а затем — концертные залы. Но это совсем не значит, что на основе этой статистики мы выделяем важнейшее из искусств для себя или для москвичей. Мало сделать красивый спектакль или открыть экспозицию, наполненную уникальными экспонатами. Москвичи точно привыкли к тому, что посещение культурного мероприятия должно быть комфортным. Это и про удобство приобретения билета, комфорта внутри культурного пространства, и, конечно, широкого выбора культурных мероприятий в городе. Поэтому, судя по статистике, они это все получают. А это для нас главное