«Прощай, игрушечное оружие!» К чему может привести пластиковый автомат в руках ребенка?
В субботу, 7 сентября, в ряде стран отмечается Всемирный день уничтожения военной игрушки. Появившийся еще в середине 1990-х, этот праздник призван привлечь как можно больше внимания к играм, провоцирующим детскую агрессию, и заменить их на что-то максимально мирное. Так считают те, кто установил этот день в мировом праздничном календаре. Но психологи, работающие с детьми, и сегодня спорят о том, насколько на самом деле опасны пластиковые автоматы и пистолеты в детских руках. В этом вопросе попыталась разобраться и «Мослента». Про игрушку, которая учит плохому Идея сделать 7 сентября днем отказа от игрушечных танков, винтовок, солдатиков и пулеметов во имя более мирных мишек, кукол и леденцов была предложена «Всемирной Ассоциацией помощи сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки». Инициатива появилась 37 лет назад — в 1987 году, и уже через год впервые в разных странах мира прошел первый День уничтожения военной игрушки. По словам представителей ассоциации, причиной, побудившей их задуматься о необходимости такого праздника, стала детская агрессия, о которой как раз в конце 1980-х стали говорить открыто и часто. В последующие годы громкие истории о преступлениях, совершенных подростками, в том числе массовое убийство в американской школе «Колумбайн», чье название стало нарицательным, только сильнее убедили как авторов инициативы, так и их сторонников, что военная игрушка может быть опасной. Преступления подростков неоднократно связывали с любовью к игре в войнушку. Подозрения в пагубном влиянии упали как на игрушечное оружие, так и на компьютерные игры. Впрочем, ничто из этого не заставило военную игрушку исчезнуть с прилавков магазинов, тем более в России. А мнения психологов относительно вреда или пользы таких детских развлечений оказались не столь однозначными. Про неспособность совладать с детской агрессией Психоаналитический терапевт Полина Рычалова считает , что проблема не в военной игрушке, а в непонимании родителей, что делать с детской агрессией. По ее словам, во-первых, сама по себе агрессия свойственная всем детям, всем людям. При этом родители боятся, что ее спровоцируют или усугубят игрушечные солдатики, хотя прямой связи тут нет. Тревогу вызывает естественное агрессивное поведение ребенка, а не игрушка. Но проще все свалить на нее. «Может быть, когда такие родители сами были детьми, взрослые не выдерживали их агрессивного поведения и либо запрещали его, либо сами нападали в ответ, — говорит специалист. — Понятно, что нельзя так отвечать ни на какие действия ребенка, потому что это будет очень страшно для него. В результате человек растет с ощущением, что проявлять агрессию крайне опасно, а когда сам становится родителем и видит агрессивное поведение своего ребенка, это сразу вызывает очень большую тревогу». Про ответственность взрослых Психолог Мария Меркулова также не готова назвать военные игрушки однозначно опасными. По словам специалиста, игрушечные танки и автоматы с большой долей вероятности могут послужить как, собственно, естественному выходу определенной детской активности и даже изучению истории, так и действительно усилению агрессии. Правда, по какому из двух путей пойдет развитие конкретного ребенка, зависит только от взрослых. «Пистолетики и мечи не опасны сами по себе, — говорит Меркулова. — В игре с ними ребенок примеряет роль взрослого, который имеет отношение к данным предметам. К оружию, военной технике можно относиться как к предмету опасности, угрозы либо считать, что вооруженный человек защищает нашу Родину, а значит, и нас с вами. Я придерживаюсь второй позиции. Родителям необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных способов познания мира — обычное подражание. А кому подражает ребенок? Конечно, нам, взрослым. И если однократные попытки агрессивного поведения встречаются почти у всех детей, то только от вас зависит, превратятся они в закономерность или нет». Про осознание последствий Большинство экспертов сходятся во мнении, что, пока существуют в мире войны, играть в войнушку дети будут всегда. Важно объяснять, что именно происходило, например, в исторических военных конфликтах, акцентировать внимание детей на том, что военные действия — не только место подвигу и геройству. Это трагедия и разорение, страх и поломанные жизни. Несмотря на то что психологи уже не первый год говорят, что в последние 30 лет по разным каналам дети, подростки и взрослые видят смерти больше, чем в среднем за всю историю человечества, эти трагедии довольно быстро начинают восприниматься как виртуальные. Гибель персонажа в компьютерной игре или реального человека в одной из мировых горячих точек — не то же, что смерть близкого. Осознать, к чему приводит война, ребенок может только с помощью взрослых. Здесь хорошо помогают истории родственников, в свое время прошедших войны прошлого века. На примере реальных близких последствия любого конфликта будут доходчивее. Преподаватель Алексей Калачев пишет в своей колонке: «Человека необходимо научить обращаться с оружием, если есть необходимость. Только после того, когда у него появится четкое осознание: “Оружие — это не игрушка”». Про пользу военной игрушки При этом ряд специалистов скорее склонны видеть в военной игрушке пользу, конечно, в том случае, если игра проходит под контролем взрослых, а нажатие на курок не входит в привычку. Так, по словам психолога Анны Бердниковой, поскольку игрушечные пистолетики помогают ребенку справиться с эмоциями, пусть лучше эти игрушки останутся. Они помогут выплеснуть всю агрессию в игре, а не накопить в себе, чтобы потом вынести на улицу, в реальный конфликт. Также военная игрушка знакомит детей и подростков с одним из явлений реальности. Все остальное — вопрос объяснений и традиций в той социальной группе, в которой растет ребенок. Про причину любить игры в войну Когда мальчики, а то и девочки начинают играть в войну, она кажется им красивой, яркой и захватывающей. Именно эта сторона войны привлекает детей больше всего. Не понимая, что такое смерть, они воспринимают залпы орудий как фейерверки, а военные действия как путь на площадь, где можно красиво пройти в форме. Именно поэтому психологи Ирина Алешина и Елена Иванова в своей статье про военную игрушку, ссылаясь на выводы канадских исследователей, говорят , что пластиковые танки и пистолетики с резиновыми пульками могут заставить ребенка воспринимать войну как приключение. Впрочем, в наше время в голове детей и подростков она может стать реалити-шоу, в котором каждый может стать звездой. И это особенно тревожно. В той же статье Алешина и Иванова приводят другой взгляд на проблему, который и разделяет большинство сегодняшних психологов, — игрушку нельзя назвать однозначно плохой. Она лишь помогает сбросить негатив, проработать его, а также олицетворяет силу и власть. По сути же все снова упирается в одно и то же — в атмосферу, в которой растет ребенок. Если он точно знает, что его любят, что родители рядом и готовы прийти на помощь, ответить на вопросы, вряд ли когда-нибудь этот маленький мальчик или та маленькая девочка возьмет в руки уже настоящий пистолет и начнет убивать людей, в полной мере не понимая, что происходит. Важно помнить: когда неизбежно придет время разговора с ребенком про войну, желание показать ее только с положительной стороны, замалчивание ее ужасов и трагедий создаст неверное представление о том, что она такое и что приводит за собой. Детям стоит говорить правду целиком. Тогда никакие игрушки уже не смогут на него повлиять.