
Москву захватил настоящий бум рюмочных. Что наливают за 200 рублей в столице?
Последний год рюмочные растут в Москве, как грибы после дождя. Основное их количество находится в знаменитом «бермудском треугольнике» между Китай-городом и Чистыми прудами. По выходным там не протолкнуться. «Мослента» выяснила, откуда в столицу пришла мода на такие заведения, какой там средний чек и ради чего молодежь с интеллигенцией готовы сегодня ехать в рюмочную — в центр или в район Зюзино. Про толпу от входа Цены на алкоголь в ресторанах и кафе растут стремительно, а шот в средней рюмочной как стоил, так и стоит 200-300 рублей. Такие расходы может себе позволить каждый, поэтому в Москве происходит возрождение формата рюмочных — тема набирает обороты с новой силой. Поход по таким заведениям сейчас выглядит следующим образом: вечером после работы или в выходной вы с другом или компанией перемещаетесь по городу от одной рюмочной к другой, пытаясь найти место, где пристроиться. Коренной москвич и специалист по системам видеонаблюдения Евгений Прокопец рассказывает в разговоре с «Мослентой», как прошел таким маршрутом в эти выходные: «Рюмочная, это что? Минимальный прайс, максимальная скорость. И качество алкоголя, чтобы в конце, после мероприятия, можно было себя "понять и простить" за поход в такое заведение. Похоже, для молодежи этот формат наполнен особой романтикой. На прошлых выходных, когда на "Китай-городе" мы с другом попытались зайти в рюмочную, у нас не получилось. Там недалеко от "Китайского летчика" есть другое культовое заведение — "Настоишная" (Лубянский проезд, 19, строение 1). Когда я открыл туда дверь, то понял, что добраться до стойки за ближайшие тридцать минут нам не удастся. От входа стояла толпа людей. Поэтому товарищ повел меня в другое заведение — на «Чистых прудах». Там мы постояли: настоечки, рюмочки. Бармены крупные, бородатые. Если кафе встречает тебя распахнутыми дверями, то рюмочная встречает тебя брутальным взглядом бармена. Там мы вдвоем выпили десяток этих двадцатиградусных настоек, и пошли дальше гулять в хорошем настроении. Настойки были в основном кислые, с витамином С, свеженькие, бодрящие. При этом по вкусу, по настроению можно было подобрать себе все что угодно. Отдали мы по полторы тысячи с носа». Про бизнес на настойках Вот как та же картина выглядит с другой стороны, для тех, у кого работа — смена за сменой поить посетителей алкоголем. Сергей Руд, управляющий алкобуфетом «Рюмка» (Мясницкая улица, 32, строение 2), поделился с «Мослентой»: «Сейчас рюмочные в Москве уже не советского формата, когда ты выпил стопку водки, кружку пива, съел бутерброд и пошел дальше. Такие гости, да, остались, но основной контингент — это молодежь. И рюмочные воспринимаются скорее как бары, как места для времяпрепровождения. Когда рабочий день заканчивается, заходят мужички, которые хлопнули бутылочку на троих-четверых или по паре рюмок с пивком, закусили бутербродом и пошли дальше. А основная категория посетителей — это те, кто приходят тусоваться в заведении, общаться. Особенно сейчас из-за теплой зимы поток увеличился почти вдвое. Всю зиму людей было очень много». По словам Сергея, основная прибыль в рюмочных делается на алкоголе — настойках и разливном пиве. Даже если есть большая кухня, она чаще всего дает только 15-20 процентов от выручки. Про качество самодельных настоек По действующему законодательству настойки нужно производить только в месте их продажи либо, что удобно для больших сетей, — в отдельном, юридически оформленном цехе. В 90 процентов случаев рюмочные делают настойки «на месте». И, конечно же, по качеству и вкусу они во всех заведениях сильно отличаются. «Это разнообразие как раз и интересно, — объясняет в разговоре с нашим изданием Евгений Прокопец. — Потому что каждый напиток — это эксперимент. Фабричную бутылку водки открываешь — она без души. А здесь любая настойка, каждый шот со своей особенностью и характером». Евгений считает, что сомневаться насчет качества алкоголя не стоит и выпивать в таких заведениях не опасно. Люди, которые делают настойки на продажу, понимают, что первый же отравившийся клиент может поставить крест на их рюмочной. Любая жалоба в Роспотребнадзор может привести к закрытию заведения минимум на 90 дней А такой поворот — смерть для бизнеса, так как аренду платить все равно надо. «И чтобы не влететь во всю эту историю, люди делают так, чтобы их напитки соответствовали всем нормам, — комментирует Евгений Прокопец. — Стоимость хорошего спирта сейчас невысокая, нет необходимости лить в напитки "паленку". Так что опасаться нечего, в рюмочных хороший алкоголь». Про контактный бар и питерскую волну Рюмочных в Москве десятки, и все они стараются предложить что-то свое, особенное. Атмосфера зависит от того, контактный ли это бар, сидят ли там за столиками, или это "стоячка". «Контактный бар — тема, которая пошла из Питера, — объясняет Сергей Руд. — Когда люди приходят не только чтобы выпить, а чтобы провести время, посидеть в атмосфере заведения, пообщаться с персоналом. Пошутить, узнать новости, завести новых друзей. Когда закончились 1990-е и начались нулевые, культура пития очень сильно изменилась. Барной столицей у нас всегда был Санкт-Петербург. И историю с новым форматом рюмочных в нулевые Москва приняла из Питера. Все это в столицу пришло с заведением «Зинзивер» (сейчас — Покровский бульвар, 2/14) из Петербурга. Они открылись, про них написали на модных порталах, и заведение стало очень популярным». После этого рюмочные в Москве стали плодиться волнами и семействами. «Зинзивер» расширился до нескольких заведений: «Дежурная», «Барка» и «Клуб-клуб». Потом открылась «Рюмка», и со временем ее проект «Алкобуфетов» также развился в несколько заведений, каждое — со своей концепцией. Про заведения с разной атмосферой Сейчас среди рюмочных Москвы есть заведения трехэтажные, с танцполами и большими корпоративами. Есть алкобуфет «Шашлычная» (Сретенка, 36), где играют диджеи, проходят мероприятия, а акцент делается на мясо и кухню. «Рюмочная в Зюзино» (Болотниковская, 21, строение 3) прославилась тем, что у них все, как в начале нулевых. И при этом заведение приглашает знаменитых артистов — здесь выступали Елизаров, Найк Борзов, многие наши рок-знаменитости и поэты. «Рюмочная 9» (Новодмитровская ул., д.1 стр. 27) находится совсем в другой локации — на «Дмитровской». Это бывшая промзона — «Хлебозавод», рядом с дизайн-заводом «Флакон». В начале нулевых, когда здесь стали организовываться кластеры, заведение собрало вокруг себя всю аудиторию оттуда, что придало месту особый хипстерский дух. Кроме уже перечисленных, ценители и поисковые системы среди самых популярных называют заведения: «Алеша и Графин», «Свобода», «Ликвидация», «Трубы горят», «Широкая на широкую», «Барка», «Дежурная» и «Рюмочная мечты». Список классических московских мест, где можно отведать хорошей настойки, дополняют «Горбуфет Пельменная», «Чебуречная Дружба» и «Кафе Парос». Из последних сюрпризов индустрии — рюмочная «Коллеги» (Селиверстов переулок, 2/24). Ребята открылись как новый проект от гастро-бара «Аляска» и берут своей кухней. У них, например, можно попробовать чебуреки с олениной и сало нерпы «Средний чек в рюмочных Москвы сейчас где-то тысяча рублей, — объясняет Сергей Руд. — За эти деньги можно выпить одну-две рюмки, съесть бутерброд и запить это еще кружкой пенного. Все эти заведения стараются держать среднюю стоимость на закуску и напитки. Цены везде плюс-минус одинаковые: настойки 200-300 рублей, закуски 200-500. Где-то есть коктейли и основные блюда, где-то все по-простому, все-таки это рюмочные, и чек здесь не должен превышать пять тысяч на одного человека. От антуража старых московских рюмочных современная барная Москва ушла очень далеко. Сейчас это больше бизнес, а не результат указов царей или советских властей. Теперь рюмочная — место, чтобы пообщаться вечером с друзьями или просто весело провести время, познакомиться с новыми людьми. Так сейчас работают практически все бары и рюмочные».