
«Работать с Наумовым было тяжело». Наталия Белохвостикова — о муже, детстве в Лондоне и Алене Делоне
В этом году исполняется ровно 45 лет с момента выхода на экраны фильма Владимира Наумова и Александра Алова «Тегеран-43». Главную роль в нем сыграла дочь советского посла в Англии и Швеции, супруга Наумова — Наталия Белохвостикова. В беседе с «Мослентой» она рассказала о непростых отношениях с мужем, его картинах, которые она показывает на выставках и фестивалях, а также своем первом приезде в Москву и знакомстве с Аленом Делоном. Ниже — ее монолог. Про мужа и его картины Володя рисовал всю свою жизнь. Его дед был очень интересным скульптором, и работы его находятся в Музее современного искусства. Картины Владимира Наумова выставлялись во многих странах мира, в том числе в Америке и Японии. Легендарный директор музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова ценила работы Наумова и часто показывала их. Вера Киселева, директор фестиваля «Традиции и Современность», включала работы Володи в выставку в Манеже, и в мае этого года состоится новый фестиваль. В 2012 году картины Владимира Наумова получили главный приз «Вера» за цикл работ к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Живопись для Володи была неким параллельным миром, в который он погружался очень глубоко. Бесконечным миром. Картины и фильмы взаимопроникали друг в друга. Он писал, как дышал, и снимал, как дышал. Про память и дом Ностальгии по советскому прошлому у меня нет. Есть память. И благодарность людям, которые меня родили, вырастили, всему научили. В младенчестве меня увезли в Лондон, и я росла вдали от России. Москву я увидела в пять лет. Родители мне все время рассказывали о том, что я — москвичка, что в России идет снег, и когда мы возвращались домой, летели на самолете, приземлялись, шел снег. Белый, белый снег. Москва моего детства ассоциируется у меня с белым снегом, бабушкиными оладушками. У меня очень много любви к столице. Только здесь я чувствую себя дома. На протяжении всей своей жизни, когда вижу огоньки аэродрома, мое сердечко успокаивается — я дома. Про Патриаршие пруды Обожаю Москву. Я выросла в Патриарших прудах, ходила в английскую 20-ю спецшколу и сейчас живу там. Безумно люблю Патриаршие пруды, в них так много древности. Когда я вглядываюсь в их воду, вижу вечность. Даже когда я на даче, все равно хочу в Москву. Про Мастера и Маргариту Я люблю роман «Мастер и Маргарита». Рано познакомилась с творчеством Булгакова, и меня потрясла эта героиня. Когда мне становится грустно, я перечитываю роман. Бесконечно люблю Пушкина, наизусть знаю почти всего Чехова. Люблю Достоевского. Между прочим, мой самый любимый фильм Алова и Наумова «Скверный анекдот» по Достоевскому. Про блины для Тонино Гуэрры Я люблю готовить. Великий поэт Тонино Гуэрра обожал мои блины. Он говорил, что в ни в одном ресторане мира нет таких блинов, как у меня. Но хобби почему-то у меня и нет. Я мечтала научиться рисовать. Володя все собирался меня научить и не успел. Даже не знаю, можно ли научить рисовать? Наверное, это дар от Бога. Про любовь и работу Рецептов счастья и рецептов любви нет. Я вышла замуж за человека, которого полюбила. Надеюсь, Володя меня тоже любил. С Наумовым было очень легко жить. Праздник каждый день. А вот работать — тяжело. Владимир Наумов был довольно жестким режиссером. Причем именно с меня он требовал больше, чем с других. Про главное качество актера Актер должен быть умным. Каждая роль — новое сердце, новая душа, новые страдания и радости. Откуда это брать, если не насмотрелся, не начитался? Можно подглядывать, но это все будет поверхностно. Я не прожила тысячу бед, которые прожили мои героини, и как себя наполнить? Как не превратиться в Барби, которая будет двигаться из картины в картину, и через несколько лет всем надоест? Так что ум необходим. Про Алена Делона С Аленом мы снимались в фильме Наумова «Тегеран-43». К сожалению, этот фильм плохо помнят люди. Почему-то его редко показывают по ТВ, хотя картина очень актуальная. Ален часто встречался с моим мужем, который до болезни много ездил по миру. Однажды я вручала Делону приз «Легенда» в Москве. Часто вспоминаю, как мы сидели в посольстве, он держал меня за руку, и это было единение.