
«Перед свадьбой меня проверяли органы». Знаменитый Усатый нянь — о бывшей супруге, своем характере и невыносимых актерах
Сергей Проханов проснулся знаменитым после роли воспитателя детского сада в фильме Владимира Грамматикова «Усатый нянь». Сейчас, в свои 72 года для миллионов зрителей он так и остался добрым, веселым Кешей, не любить которого невозможно. Он создал Театр Луны в центре Москвы, а еще воспитал сотни актеров в ГИТИСе. Автор пьес, режиссер спектаклей и родственник двух маршалов СССР, в беседе с «Мослентой» Сергей Проханов рассказал, почему устал от актеров, как познакомился с женой и считает ли себя похожим на Усатого няня. Ниже — его монолог. Про Усатого няня и заочного дедушку Ничего общего между мной и Кешей из фильма «Усатый нянь», увы, нет. Детей я люблю, даже очень, иначе не создавал бы детский театр-студию «Маленькая Луна», но сидеть с ними, заниматься, играть — не умею. Сына и дочь воспитала жена, и сделала это замечательно. С внуками я встречаюсь, обожаю их, но их воспитанием занимаются их родители. Можно сказать, что я — заочный дедушка. По своей природе я этакий Остап Бендер, а не Усатый нянь. Что касается фильма Владимира Грамматикова, то он собрал за месяц 350 миллионов рублей — такую же огромную сумму, как «Кавказская пленница». В СССР умели снимать семейное кино и сказки тоже. Сейчас у нас с этим – большая проблема. Про внучку двух маршалов Свою жену Татьяну (теперь уже бывшую) я нашел в сугробе. Это было на подмосковной даче. Шел по дороге, а в снегу сидела красивая светленькая девушка с большими глазами. Она каталась на лыжах, и, видимо, решила отдохнуть. Поднял ее, и мы стали встречаться. Поженились. У нас двое детей — сын Антон и дочь Анастасия. Сын занимается дайвингом, у него свои спортивные центры, а дочь — художник по костюмам. С Татьяной мы остались друзьями. Хотя ей не нравится, что я рассказываю о ней в интервью. Про проверки и «золотую молодежь» Находясь в родстве с двумя маршалами СССР, я принадлежал к золотой молодежи. Между прочим, перед тем как дать согласие на брак, меня долго проверяли органы. Кстати, покойный Виталий Вульф (советский и российский искусствовед, театровед, киновед и литературовед — прим. «Мосленты») участвовал в этой экспертизе. Ничего крамольного в моей биографии не нашли. На тот момент я был успешным и даже богатым артистом — со своей квартирой, личным авто. Мы гуляли в ресторанах, гоняли по Москве с превышением скорости, носили фирменные тряпки… Наш близкий «сталинский круг» еще остался. Правда, с каждым днем безжалостно сужается. Про актерский ум и его место Я много снимался, работал в театре, но в какой-то момент охладел к своей профессии и занялся режиссурой. Создал Театр Луны на Ордынке. Я немного устал от актерской братии. Как правило, все актеры — люди предсказуемые. По крайней мере, для меня. Все их приемы, методы мне хорошо знакомы, все-таки я тоже артист. Правда, я окончил физматовскую школу, и с логикой у меня все в порядке. Очень обидчивые. Порой — мстительные. Хотя я знал исключения из этого правила. Ирина Метлицкая была думающая актриса, и при этом обладала мощным талантом и роскошными природными данными. Она могла играть все. Редким исключением была и Маргарита Терехова, с которой я тоже работал. Про пьесы и шахматы Драматургия — мое хобби. Я написал много пьес и по ним поставил спектакли. Некоторые из них еще идут в Театре Луны. Люблю писать об интересных личностях. Например, я увлекаюсь шахматами, и герои одной моей пьесы и спектакля «Маки» — Рауль Капабланка и Александр Алехин. Трудно представить, какие комбинации держат в голове шахматисты и что происходит с их мозгом, когда они выигрывают или проигрывают. Прочитал немало медицинской литературы о деятельности мозга человека, когда писал пьесу. Про Патрики и Ордынку Я – коренной москвич. Вырос в районе Тушино. Учился на Арбате. Люблю старую Москву и Патриаршие пруды. Сначала Театр Луны находился на Патриарших прудах, а потом уже — на Малой Ордынке. Я люблю книги (у меня большая библиотека), люблю живопись — особенно импрессионистов. Все еще люблю театр.