Москва ГОРОД

Священник-блогер напомнил о «религиозных» диагнозах советской психиатрии. Он объяснил, почему это лечить не надо

Священник-блогер напомнил о «религиозных» диагнозах советской психиатрии. Он объяснил, почему это лечить не надо

Источник: Мослента
Популярный священник Николай Бабкин, известный благодаря его блогам в соцсетях, напомнил, что в советское время людей религиозных пробовали от веры лечить. Не помогло. Современные же исследования показывают: религиозная практика может послужить подспорьем в психотерапии. Священник Николай Бабкин напомнил: причина сегодняшних споров о пользе религии и духовной жизни для психического здоровья в российских научных кругах — наследие советского периода. Об этом он рассказал в ходе состоявшейся в Санкт-Петербурге конференции «Милосердие и служение», организованной Институтом развития человека. «В позднесоветской психиатрии существовал клише-диагноз “вялотекущая шизофрения”, куда, наряду с “антисоветчиной”, нередко заносили “религиозный фанатизм”, — заявил отец Николай. — То, что во всем мире считалось нормальной духовной практикой, в СССР объявляли симптомом психоза; при этом “лечение” включало нейролептики и изоляцию». По словам священника, такой аргумент был настоящим подарком для атеистической пропаганды. В то же время исследования ученых давали иные результаты. Врач напомнила, что чрезмерное употребление сладкого может привести не только к лишнему весу, но и к диабету. И не имеет значения, едим мы слишком много шоколада или клубники. Помимо этого, отец Николай рассказал об опросе, который проводился во время пандемии коронавируса. В то время ученых интересовало, помогают ли религиозные представления пережить подобный кризис. В исследовании участвовали 25 438 человек из 42 стран мира. Выяснилось, что многое зависит от того, позитивно или негативно человек ощущает собственную веру. И если убеждение, что Богу нужно доверять и постоянно испытывать к нему благодарность в условиях пандемии не дала ощутимой защиты, но не сделала и хуже, с негативными настройками («это наказание за грехи наши», «Бог отвернулся от нас») ситуация была сложнее. «Она дала устойчивую связь с симптомами депрессии, тревоги и ПТСР, по силе сравнимую со связью хронического стресса и гипертонии», — пояснил священник. При этом он отметил, что такое отношение к вере у прихожан должно стать для священников «красным флагом, как курение для кардиолога». Это состояние он также назвал «токсичной религиозностью» и подчеркнул, что сильнее всего ее переживали молодые участники исследования и женщины — они больше всего тревожились в пандемию. «Именно в условиях острого кризиса видно, какая вера лечит, а какая ранит, — заявил отец Николай. — И сама по себе религиозность не является ни вакциной, ни токсином. Все решает ее тональность. Если человек интерпретирует беду как наказание от небесного надсмотрщика, статистика предсказывает рост депрессии, тревоги и, при повторных травмах, ПТСР. Если же он обращается к образу Бога-защитника и получает поддержку общины, таких рисков не наблюдается».