Москва ГОРОД

Лоси, спортсмены и читающие пионерки. Какие советские скульптуры в московских дворах дожили до наших дней

Лоси, спортсмены и читающие пионерки. Какие советские скульптуры в московских дворах дожили до наших дней

Источник: Мослента
В 1930-1960 годах было модно украшать дворы не только клумбами, скамейками и детскими площадками, но и жанровыми скульптурами из бетона. А образцово-показательные дворы и вовсе становились подобием Версаля. Обычно их проектировали известные архитекторы, а проживать там должны были лучшие люди страны, чаще всего — семьи советских офицеров. Совсем немного статуй и таких дворов дожили до наших дней, большинство из них остаются вне зоны заботы районных властей и находятся в удручающем состоянии. Но некоторым повезло, и благодаря настойчивости местных жителей они обретают новую жизнь. Читающие пионерки, лоси и девушка с олененком Адрес: 1-й Хорошевский проезд Квартал домов конца 1940-х — начала 1950-х возле нынешней станции метро «Беговая» был построен для офицерских семей. Это было самое начало борьбы с излишествами, перехода к индустриальному домостроению. Дома здесь кое-где украшены лепниной, да и в целом выглядят как небольшие сталинки, но это — первые экспериментальные каркасно-панельные постройки. По моде того времени внутридворовые скверы и клумбы были украшены типовыми бетонными скульптурами: «Читающие пионерки», «Лоси». Статуя «Девочка и лань» сохранилась на территории нынешнего Политехнического колледжа. Сейчас квартал надежно спрятан от глаз многоэтажными домами начала XXI века. А внутридворовые скверы отгорожены от любопытствующих калитками с кодовыми замками: жители квартала хотят сохранить приватность и тишину. Но если хорошо попросить, можно зайти и посмотреть. К сожалению, скульптуры находятся в удручающем состоянии, а неудачные попытки их отреставрировать привели к изменению внешнего вида. У пионерок отбиты носы, у лося утеряны рога, а у лосихи утрачена часть бетонной ноги и видна арматура, у девушки с ланью отсутствует фрагмент олененка на руках. Девушка с кувшином Адрес: ул. Куусинена, д.1 Скульптура стоит в первом дворике за метро «Полежаевская». Эти дворы были построены в начале 1950-х годов, так что девушка с кувшином появилась уже в эпоху оттепели. Если в 30-е годы парковая скульптура в основном изображала людей труда или спортсменов, в 50-е решили поработать с лирическими образами и запечатлеть вариацию на тему вечной классики: девушка, задумавшаяся о чем-то, сидя на коленях у кувшина с водой. Скульптура стоит посреди небольшого дворового скверика, на совсем небольшом постаменте. От прохожих ее не отделяет ничего. Видимо, из-за этого статуя часто страдает от вандалов. За последние годы ее как минимум несколько раз реставрировали: на фотографиях разных лет видно, что у статуи изуродовано лицо и отбиты руки. На момент нашего посещения дворика скульптура была не только загажена птицами, но и, к сожалению, заплевана людьми. Спортсмен с мячом Дмитровское шоссе, д. 59, к. 1 Авторство скульптуры приписывается Арменаку Степанянцу. Художник в 1930-е годы создал ряд замечательных статуй спортсменов, которые в дальнейшем тиражировались по всей стране. Очень похожая скульптура украшала до 1959 года одну из ниш при входе на «Станцию имени Л.М. Кагановича» (ныне «Охотный ряд»). Сейчас ниши пустуют. По устойчивой легенде, точного подтверждения которой найти не удалось, когда статуи демонтировали из ниш около станции метро, кто-то из руководящих должностей в метрополитене привез скульптуру в свой двор на Дмитровском шоссе. Квартиры в доме 59 действительно давали строителям метрополитена, это подтверждают жители. Но кто именно из жильцов мог дать распоряжение о переносе и установке статуи — неизвестно. Как вариант — для двора могли изготовить копию скульптуры Степанянца, подобную той, что была у «Охотного ряда». Вместо постамента под скульптурой — выход вентиляции домового бомбоубежища. Возможно, вид тумбы посреди двора кто-то из высокопоставленных жителей дома посчитал неэстетичным и украсил этой статуей. В 1990-е со скульптурой жители двора и района обращались весьма вольно. Ради шутки спортсмену периодически красили трусы в цвета российских футбольных клубов. Тогда же появился еще один вариант легенды о статуе: якобы в доме жил известный футболист, и это его скульптурное изображение. Хотя внимательные соседи эту легенду отрицают, справедливо отмечая, что на спортсмене нет футбольной формы и обуви. Футболисты Адрес: ул. Новоостаповская, д. 4 к. 1,2 Двор, в котором точно жили футболисты — игроки клуба «Торпедо», — украшен скульптурой на соответствующую тематику. Рядом находился стадион, который был базой клуба, поэтому неудивительно, что спортсменам выдали квартиру на Новоостаповской. В 1949 году «Торпедо» выиграло в турнире большого хрустального кубка СССР. В честь этой победы было принято решение установить во дворе копию скульптуры Иосифа Чайкова «Футболисты» (1939). Скульптурная группа из двух спортсменов очень выразительна и кажется парящей в воздухе (опора только на бутсу одного из них). К началу 2000-х скульптура сильно обветшала и была демонтирована. Но фанаты «Торпедо» и активисты района неоднократно обращались к властям, чтобы статую восстановили. Активные действия по восстановлению начались после Чемпионата мира по футболу 2018. Весной 2019 года после консультаций со специалистами из Третьяковской галереи, где хранится оригинал скульптуры, во дворе установили копию статуи из литьевого мрамора, окрашенного под бронзу. На дорогах войны Адрес: ул. Трофимова, д. 15 Статуя женщины, защищающей своих детей от чего-то ужасного, появилась во дворе в 1962 году. До 2015 года скульптурная группа была безымянной. Сейчас на невысоком постаменте — табличка с надписью «На дорогах войны». Судя по всему, женщина с двумя детьми пытается скрыться от бомбежки, бежит куда-то по шпалам. Указано на постаменте и имя скульптора: Е.Я. Гельман. Шефство над статуей взяла находящаяся в этом же дворе детская библиотека №121. Благодаря уходу за памятником и информационно-просветительской работе библиотекарей сохранились данные об авторе скульптуры. Ефим Яковлевич Гельман был архитектором, инженером-строителем. Он участвовал в возведении московских высоток, Останкинской телебашни, завода «Серп и молот», прошел Великую Отечественную войну. В 1961 году он с семьей переехал жить на улицу Трофимова и начал благоустраивать двор своего дома. Он спроектировал внутридворовый сквер и создал несколько скульптур для него, две из них не сохранились до наших дней: «Пионер» и «Берегите природу». Скульптура «На дорогах войны» сейчас выглядит достойно: все ее фрагменты находятся в целости. В руки ребенка прохожие часто вкладывают искусственные цветы или оставляют их на постаменте. Слоники Адрес: ул. Маршала Василевского, д. 11 к. 6 Четыре бетонных слона украшают уличный бассейн на территории бывшего военного городка в районе Щукино. Старожилы уверяют, что изначальный цвет скульптур был розовым, но сейчас множество слоев краски на статуях облезли и потрескались, и слоники заиграли совершенно разными красками: и синим, и розовым, и зеленым. В 1930-х годах на северо-западе Москвы был построен квартал для семей командного состава Красной армии. Этот военный городок стал одним из образцовых и самым большим из всех построенных в Москве. В нем было 28 зданий, включая жилые дома, детский сад, школу, поликлинику, клуб-столовую. В 2016 году слоники вместе со зданием детского сада были включены в перечень объектов культурного наследия Москвы. Эстафетчик и теннисистка Адрес: ул. Маршала Василевского д. 13 к. 1 Еще две скульптуры, оставшиеся от когда-то шикарного двора-парка военного городка в Щукино. Советская военная элита, по замыслу архитекторов, должна была проводить досуг не хуже, чем Екатерина II в Петергофе. Под двор отвели 1,6 гектара земли, разбили в нем регулярный парк с клумбами, фонтанами, вазонами, спортивными площадками для игры в теннис и футбол (зимой — с катком). Украшением двора стали скульптуры, которые массово устанавливали в то время в парках и скверах. Все это должно было сделать досуг офицеров и их семей организованным и эстетичным. Скульптуры в основном изображали спортсменов. Из оставшихся на ретро-фотографиях — копьеносец, баскетболистка, физкультурник с то ли с эстафетной палочкой, то ли с гранатой для метания и теннисистка. В противоположной части двора-парка стояла скульптура Климента Ворошилова, имя которого, как говорят старожилы, носил военный городок. До наших дней двор-парк не дожил, в 90-х годах внутриквартальный стадион застроили высотными домами. Нет больше моря цветов под окнами, на газонах только чахлая травка, из которой торчат кривые самосевные ясени. Но активисты дома 13 по улице Маршала Василевского сохранили две скульптуры: физкультурника с гранатой (второе название — эстафетчик) и теннисистки. Эти статуи тоже должны были погибнуть во время уплотнительной застройки квартала в 1990-х. Но физкультурника удалось сберечь. А теннисистку, разрушенную бульдозером застройщиков, жители 30 лет назад закопали во дворе. Вывезти тяжелую статую своими силами, без применения техники, у людей не было возможности, и они прибегли к известному со времен раннего Средневековья методу: спрятали произведение искусства в земле до лучших времен. Лучшие времена наступили недавно — в 2024 году активисты квартала достали разрушенную статую и приложили серьезные усилия для того, чтобы ее восстановить и определить на законное место. Они обращались в Российское Военное общество, Комитет ветеранов Генштаба, ВООПИиК, Архнадзор, Управу района Щукино, искали информацию о скульптуре и помощи в реставрации. Активисты квартала обращались и в архивы, к краеведам. Они установили автора статуй. Им был Арменак Степанянц. Жители сами нашли и скульптора, который взялся бы за реставрацию — Андрея Пасхина из Ярославской области. На транспортировку скульптуры в мастерскую дополнительно скидывались всем миром. Так, благодаря воле и настойчивости жителей района удалось сберечь и восстановить исторический облик двора и сохранить скульптуры, которым скоро исполнится 100 лет.