Москва ТЕЛЕКОМ

Как побороть цифровой консерватизм на пути цифровой трансформации стройки

Как побороть цифровой консерватизм на пути цифровой трансформации стройки

Источник: ComNews

Цифровая трансформация строительного бизнеса должна стать новым этапом развития рынка и помочь компаниям работать эффективнее. Но на этом пути есть множество сложностей, в том числе "цифровой консерватизм". Чем он вреден для строительного рынка и как компаниям с ним бороться, рассказал Кирилл Поляков, основатель компании Прагма и создатель платформы для управления стройкой Pragmacore.

Зачем строительной отрасли нужна цифровизация

Российский бизнес переживает цифровую трансформацию в самых разных сегментах. Но пока цифровизации покоряются все больше рынков, строительный бизнес, даже достаточно крупный, в основе своей продолжает работать по старым лекалам в режиме легкого хаоса. В то время как цифровые решения серьезно упрощают процесс взаимодействия всех участников строительства и делают его прозрачнее и эффективнее.

Цифровизация - это использование цифровых компьютерных технологий для перестройки бизнеса, позволяющее все решения в нем принимать на основе данных. Так, цифровые технологии в стройке помогают управлять ресурсами строительства в режиме реального времени, повышать достоверность за счет цифрового факта выполненных работ, убирать "человеческий фактор" при планировании строительства, минимизировать простои, а значит строить быстрее и безопаснее.

Возможности цифровизации в строительстве можно использовать для самых разных задач. Например, с помощью цифровых решений можно соединить работодателей и работников напрямую через знакомую нам по такси модель Uber. Такой подход позволяет избавиться от посредников и снизить расходы для заказчиков и исполнителей. Еще один пример - предиктивная аналитика, которая позволяет прогнозировать реальные сроки стройки исходя из имеющихся ресурсов, знаний о реальной производительности и других факторов. В кризис цифровизация приобретает особое значение, потому что она дает представление о том, в каких процессах бизнес может повысить свою эффективность, где увеличить производительность, что оптимизировать и по каким статьям расходов перестать терять деньги.

Простая статистика - во многих компаниях 80% времени затрачивается на поиск информации и только 20% остается на принятие решений. По сути, такие цифры говорят о неэффективности управления. Цифровизация же позволяет систематизировать данные, проанализировать их, увидеть тренды, проанализировать снова и выбрать лучшее решение. И тогда получается формула эффективного управления: 80% времени уходит на решение и только 20% на поиск информации. Пока компании не будут заниматься цифровой трансформацией, у управленцев в стройке не будет перед глазами полной картины на основе всех данных, а значит, бизнес не будет эффективным.

Шесть оттенков цифрового консерватизма

К сожалению, пока российская стройка медленно переходит к цифре. При этом потребность в цифровизации строительства в России высока, просто на этом пути есть множество барьеров. И все они связаны с так называемым "цифровым консерватизмом".

Во-первых, это готовность сотрудников к изменениям в работе. Для цифровизации бизнеса нужна команда, которая сможет "пропустить" все через себя, подстроиться и научиться работать по новым правилам. Если людей заставлять что-то делать против их воли, то результат будет сомнительный – ждите саботажа со стороны персонала на местах. Все должны понимать, какую именно ценность они хотят получить в результате внедрения. В противном случае на выходе получится цифровой хаос, потраченные деньги и разочарование. Именно поэтому проще всего идти по пути минимизации ломки процесса. А именно предложить сотруднику уже привычный ему спектр действий. Например, если он будет делать все то же самое, что делал ранее, условно, в Excel, но в рамках нового решения, привыкнуть ему будет проще и адаптироваться к цифровизации легче.

Во-вторых, это неготовность бизнеса в целом к внедрению цифровых процессов. Лишь 10-20% компаний готовы к внедрению цифровых процессов. Мешает разобщенность данных, нескоординированность действий отделов и подразделений, высокая степень бюрократии. Например, есть компании, которые только начинают использовать Excel и упорядочивать информацию. Уровень автоматизации там все еще очень низок, не говоря уже о цифровизации. Но они уже очень хотят пуститься в это плавание, хотя совсем не готовы к цифровой трансформации. И тут есть риск получить на выходе вместо пользы очередной цифровой винегрет и впустую потраченное время.

Далее, это негативный опыт. Есть компании, которые уже внедряли, например, 1С и им кажется, что у них уже есть в арсенале все необходимые инструменты. На самом же деле, это не спасает ситуацию – эффективность не повышается, а ограниченность функционала при больших финансовых затратах остается. Часто неочевидно, работает ли 1С на них или они на 1С, приносит она компании больше побед или все же мороки. Такие компании говорят, что им ничего не нужно - они уже "навнедрялись" и им сложно донести, что существуют другие, более эффективные решения.

Еще один оттенок цифрового консерватизма - неуверенность в необходимости цифровизации. Встречается консерватизм, свойственный маленьким компаниям с достаточно высокой степенью автоматизации. Зачастую они считают, что цифровизация - удел сильных и крупных игроков. В действительности, в таких компаниях собственник обычно бывает гораздо ближе к бизнесу, там нет бюрократии, зато есть данные и информация, которую можно быстро обработать и оцифровать. Такие компании по факту больше готовы к цифровизации, несмотря на некоторый внутренний консерватизм.

К тому же, не для всех участников строительного рынка цифровизация несет пользу. Потому что она предполагает обеспечение прозрачности всех этапов стройки - на что и сколько денег потрачено в процессе строительства. А для некоторых представителей строительного рынка это очень не привлекательная история – чем больше информации, тем меньше шансов "спрятать концы". И тут мы возвращаемся к первому пункту – саботаж сотрудников на пути к цифровой трансформации бизнеса.

И последнее: низкая маржинальность и сложность в реализации объектов промышленной и инфраструктурной стройки. Во многом эти проекты стремятся к убыткам и там не до цифровизации: нужно как-то спастись и остаться на плаву. С другой стороны, цифровизация как раз и могла бы спасти ситуацию, пересмотреть подход к оценке стоимости объектов, но владельцы бизнеса не готовы выделять бюджеты на это направление. Пока крупные девелоперы имеют возможность развивать свои платформы и цифровые сервисы, их подрядчики в силу разных причин работают по старинке. В данном случае цифровой консерватизм объясняется как отсутствием лишних денег, так и нежеланием тратиться на использование современных технологий в работе, польза которых для них выглядит сомнительной. В этом случае бизнесу проще не тратить время на разработку с нуля своего продукта, а использовать уже работающие на рынке цифровые платформы.

Жизнь после запуска цифровой трансформации

После того как бизнес все же решился на внедрение цифровых решений нужно сделать все для того, чтобы решение "прижилось" и переход к цифровизации прошел успешно. А именно составить дорожную карту развития событий, чтобы понять, куда двигаться. Руководителям стоит быть вовлеченными, постоянно отслеживать процесс и замечать нюансы и малейшие проблемы. Например, регулярно давать разработчикам обратную связь по продукту, вводить поощрительные меры для сотрудников, доносить им цели и преимущества нововведений.

Если цифровизация будет происходить системно, на всех уровнях, данные будут использоваться по назначению, а не лежать мертвым грузом, цифровая трансформация станет для компании конкурентным преимуществом и даст импульс для развития, а не превратится в тяжелый и дорогой чемодан без ручки.