Москва ТЕЛЕКОМ

Российские банки за год доведут долю отечественного ПО до 90%

Российские банки за год доведут долю отечественного ПО до 90%

Источник: ComNews

"К 31 декабря 2024 года в критической ИТ-инфраструктуре банка должно остаться только отечественное ПО, включенное в Единый реестр российских программ. Экономический эффект для банка от перехода на импортонезависимые решения составит не менее 30 млрд рублей", — заявил заместитель президента-председателя правления ВТБ Вадим Кулик. По его словам, импортозамещение уже затронуло все программы и ИТ-инструменты, с которыми работают сотрудники банка. Более 60% критических информационных систем ВТБ, включая облачную платформу VTB-Cloud, не зависят от вендоров и позволяют отказаться от использования зарубежных решений.

Директор по информационным технологиям АО "Почта Банк" Иван Карпов отметил, что банк планирует в течение трех лет заменить отечественными аналогами до 90% продуктов и ПО. Он пояснил корреспонденту ComNews, что переход на отечественное ПО и оборудование в банковской сфере может занять достаточно много времени. "Одним из вариантов замещения может стать разработка и внедрение компаниями собственного ПО. Однако, во-первых, это очень затратная история, которая многим банкам и компаниям просто не под силу. Во-вторых, это потребует длительного времени, так как параллельно придется развивать и текущее решение", - считает он.

По оценкам заместителя председателя правления ПАО "Московский Кредитный банк" (МКБ) Сергея Путятинского, объем отечественных прикладных систем в различных банках уже сейчас дошел до 60-90%. Что касается МКБ, банку удалось найти альтернативы для средств коммуникации, BI-платформы, системы двухфакторной аутентификации и заместить таким образом около 70% зарубежного ПО. От прогнозов на 2023 год Сергей Путятинский воздержался, отметив, что "в фокусе внимания в 2023 году окажутся ИИ в видеоаналитике: тепловые карты, трекинг клиентов в отделениях".

Острой необходимости в замене абсолютно всех импортных продуктов на данный момент нет, поскольку часть из них продолжает работать, считает директор центра управления данными ИТ-компании "Инфосистемы Джет" Дмитрий Кулагин. Однако по итогам года эксперт прогнозирует 30-процентный рост спроса на ПО от отечественных вендоров. "В 2022 году не было "взрыва" закупок отечественного ПО — спрос вырос примерно на 20%. Банки занимались подбором и тестированием российских решений, чтобы определиться с выбором в текущем году", - пояснил он.

По наблюдениям Дмитрия Кулагина, в части инфраструктуры банки активно интересуются базами данных, операционными системами, серверной виртуализацией, микросервисными платформами. При этом они все чаще самостоятельно разрабатывают свои ИТ-системы, поскольку отечественных решений, удовлетворяющих требованиям банков как с точки зрения гибкости, так и требований информационной безопасности, не так много.

В части информационной безопасности Дмитрий Кулагин отметил рост спроса на системы противодействия мошенничеству и на средства защиты информации отечественного производства. "В первую очередь произошла замена на отечественные решения антивирусов, песочниц (среда безопасного тестирования – прим. ред.), систем защиты от DDoS и сканеров уязвимостей. А сейчас активно внедряются в банках отечественные SIEM-системы, WAF и EDR. Если говорить про бизнес-приложения, то много запросов приходит по части ключевых банковских систем, СRM-систем, омниканальных решений для контакт-центров", - отметил он.

Директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS Станислав Шилов сообщил корреспонденту ComNews, что спрос на отечественное ПО повысился в силу ограничения доступа ряда банков к зарубежному ПО и обязанности по импортозамещению, установленной на уровне законодательства для банков. Наибольшая потребность, по его словам, наблюдалась в части системного ПО (СУБД, ОС, ESB и т.д.). "Мы предполагаем, что банки окончательно утвердят практические планы по переходу на отечественное ПО и начнут воплощать их в жизнь. Спрогнозировать рост в процентах трудно, так как спрос варьируется от класса банковского ПО", - резюмировал он.