Москва ТЕЛЕКОМ

"ТрилайнСистемс" наполнит российский рынок отечественными спутниковыми антеннами

Источник: ComNews

ООО "ТрилайнСистемс" наладило первое в стране производство малых (до 2,4 м) приемо-передающих спутниковых антенн, которые ранее ввозили из недружественных стран. Серийный выпуск антенн для VSAT "ТрилайнСистемс" начала 1 марта 2023 г. и успела поставить заказчикам 60 единиц продукции, сообщила пресс-служба компании. Производитель уверен, что до конца года сумеет занять не менее 50% отраслевого сегмента. В "ТрилайнСистемс" считают, что устройства помогут поставщикам услуг спутниковой связи решить проблему "последней мили" в труднодоступных районах. Провайдеры еще не успели опробовать новинку и ждут от разработчиков комплексных решений.

"Как правило, трудности возникают при организации связи в труднодоступных местах, а в России это 70% территории. Заказчикам такие антенны обеспечивают (при небольших затратах) большую пропускную способность — около 10 Мбит. Этого достаточно, чтобы создать небольшую рабочую сеть для нескольких пользователей, например в добывающих организациях, точках вдоль СМП и других", - отмечает генеральный конструктор "ТрилайнСистемс" Павел Зубенко.

Корреспонденту ComNews он пояснил, что до конца 2023 г. разработчик планирует выпустить еще не менее 1 тыс. малых антенн для VSAT. По его словам, получателями первой партии устройств стали операторы телеком-индустрии АО "РТКомм.РУ", которое получило 40 единиц, и ООО "РуСат". "Потребность рынка в таких изделиях — это сотни, а для меньших диаметров — тысячи штук в год. Все необходимые компоненты для производства любой партии делаются в России, а сама линия благодаря возможностям быстрого масштабирования способна полностью обеспечить запросы отечественного отраслевого сегмента в этом направлении", - сказал Павел Зубенко.

Выпуск импортозамещающей продукции "ТрилайнСистемс" наладила на производственной линии в подмосковном промышленном парке Алешино, в которую вложила свыше 300 млн руб.

Один из игроков рынка спутниковой связи АО "РТКомм.РУ" подтвердил ComNews приобретение отечественных антенн, но пока не для VSAT. "Мы используем их оборудование для организации SCPC каналов. Планы компании "ТрилайнСистемс" по производству до 1 тыс. устройств в год выглядят реалистичными, учитывая, что потребности только "РТКомм" в антеннах VSAT превышает названный объем", - пояснила пресс-служба оператора.

Спутниковый оператор ООО "Радуга-Интернет", который предоставляет сервис в Ка- и Ku-диапазонах и использует спутники ФГУП "Космическая связь" и АО "Газпром космические системы", пока не знаком с отечественной новинкой. Представитель оператора, пожелавший остаться анонимным, согласился с оценкой потребности внутреннего рынка в малых спутниковых антеннах, однако выразил сомнение в том, что импортозамещение отдельно взятых устройств решит проблему доступности связи в целом.

"Сейчас больше востребована электроника. Российские "кулибины", как правило, могут заменить родную антенну на аналог, а вот с электроникой, к сожалению, пока так не получается. Поэтому импортозамещение - хорошо, но оно должно быть комплексным: центральные плюс малые земные станции спутниковой связи. А аналогов такого оборудования в отечественном исполнении пока нет", - пояснил собеседник ComNews.

Собственник компании "Интернет Решения" Игорь Ильинчик считает, что на российском рынке востребована вся номенклатура спутниковых антенн, которую способны предложить отечественные производители. "После начала СВО и введения санкций ввоз антенн, особенно больших диаметров, действительно стал большой проблемой: купить можно, но стоимость логистики и услуг посредников, через которые приходится проводить сделки, делают срок доставки очень длинным, а цены - гораздо выше того, что было до 2022 г.", - отметил он.

По его словам, закрыть эту нишу "ТрилайнСистемс" сможет при условии, если стоимость единицы их продукции будет сопоставимой с прежней стоимостью импортных аналогов (от $350). В противном случае провайдеры будут стремиться получать западные антенны в обход санкций. В частности, такими поставками в формате "полного набора" (антенна плюс электроника), за счет чего кратно снижается объем американских комплектующих, занимается израильская компания Gilat.

Немаловажным фактором является также и качество новых антенн. "Спутниковые станции ставятся, как правило, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, на территориях с серьезными климатическими условиями и высокими ветровыми нагрузками. Поэтому на продажах антенн скажется также и то, из каких материалов они произведены", - отметил Ильинчик, добавив, что опыт отечественных разработчиков позволяет надеяться на то, что они учли этот фактор.