B2В-маркетплейсы вчера, сегодня и завтра: что это и зачем нужны бизнесу?
15-17% В2В-продаж в мире сегодня проходят через маркетплейсы - сегмент "деловых" онлайн-продаж растет в 2,9 раза быстрее, чем В2С. Вместе с управляющим директором по маркетингу ЭТП ГПБ / VESNA Ириной Абдураимовой разбираемся, как появились В2В-маркетплейсы, как цифровые торговые площадки развиваются сегодня и какие преимущества дают бизнесу.
За 10 лет рынок онлайн-торговли вырос в пять раз. Драйвером роста послужили именно маркетплейсы, в том числе в В2В-направлении.
По данным глобального агентства маркетинговых исследований Wunderman Thompson, объем глобального В2В-рынка составляет $8,2 трлн и к 2026 году вырастет до $18,5 трлн. 15-17% сделок в В2В в мире уже заключаются на маркетплейсах, а за 2024 год, по прогнозам экспертов, этот показатель может вырасти до 30%.
Продавцов и покупателей в металлургии, например, объединяет платформа ZhaoGang, торговлей в сфере деревообрабатывающей промышленности занимается Fordag (древесина), а в сегменте добычи и производства алмазов закупки помогает организовать Get-Daimonds.
В России сделки через маркетплейсы наиболее распространены в сфере торговли нефтепродуктами, строительной техникой, изделиями металлопроката и АПК. Направление онлайн-продаж активно развивают металлургические предприятия - доля цифровых сделок, по данным маркетплейса "Платферрум", в отрасли уже выросла до 6-7%.
Развитие маркетплейсов справедливо считают драйвером развития электронной коммерции в В2В. Роль интернет-площадок подчеркивается, например, в масштабном исследовании В2В Motion.
В общей сложности, развитию В2В-маркетплейсов способствовала совокупность факторов:
-
Проблемы в цепочках поставок на фоне пандемии. 2020 год изменил привычные каналы снабжения: компаниям пришлось искать новых поставщиков и переводить часть процессов в онлайн. По данным Deloitte, мировая В2В-торговля во время пандемии просела на 2,6% - но В2В-онлайн-коммерция выросла на 11,8%.
-
Глобальный тренд на переход бизнеса в онлайн. По данным McKinsey, в 2022 году уже 65% В2В-компаний в мире предпочитали проводить сделки в онлайн-формате.
-
Развитие маркетплейсов в В2С. По данным Forrester Analytics, в России, например, потребительские маркетплейсы сегодня занимают 65% рынка электронной торговли.
-
Высокая операционная нагрузка на бизнес. Бизнес проводит все больше транзакций, растет объем документооборота. В 2023 году, например, по данным Минфина РФ, в сфере госзакупок в России заключено 2,4 млн контрактов на 8,5 трлн рублей - на 11% больше, чем годом ранее.
Как эволюционировал закупочный процесс в России
История корпоративных закупок в России начинается с первых "досок объявлений" в интернете: там заказчики и поставщики общались в середине 90-х. Первые ЭТП для В2В появились в 2002 году, в 2009-м благодаря 94-ФЗ стали возможны закупки малого объема и электронные магазины. В 2013-м 94-ФЗ заменили современным 44-ФЗ. И наконец, с 2015 по 2020 год закупки стали возможны на корпоративных маркетплейсах.
Постепенное развитие отраслевого законодательства и глобальный тренд на цифровизацию способствовали росту популярности электронной коммерции в В2В. Сегодня мы наблюдаем взрывной рост нишевых маркетплейсов: В2В-сделки активно переходят в онлайн, от крупных до закупок малого объема.
%img-1%
Какие виды маркетплейсов представлены в России?
Сегодня в России представлены следующие виды цифровых торговых площадок для бизнеса:
-
Крупные мультитоварные площадки ("Сделки.ру", Cezyo, Tradekey и др.). Здесь компания может заказать любой необходимый товар, от канцелярии до специального оборудования.
-
Нишевые В2В-маркетплейсы (GFC, "Рывок", "Пульс цен" и др.). Такие площадки специализируются на потребностях отдельных отраслей или определенных процессах.
-
Региональные В2В-маркетплейсы (Портал поставщиков города Москвы, Государственный заказ Санкт-Петербурга, Система электронных торгов Республики Саха и др.). Это региональные площадки, которые также работают по принципу маркетплейсов.
-
В2В-маркетплейсы корпораций (например, "Платферрум" компании "Северсталь").
Кроме того, маркетплейсы можно сегментировать по типу заказчиков. В этой роли могут выступать:
-
Регионы и муниципалитеты. На основе данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, объем торгов на таких площадках составляет 680 млрд рублей в год.
-
Госкомпании. Объем торгов в год - от 250 млрд до 500 млрд рублей.
-
Коммерческие заказчики. Самые крупные площадки, объем торгов в год - более 1 трлн рублей.
Что дает компании В2В-маркетплейс?
Цифровые сделки открывают перед бизнесом широкий горизонт возможностей. Например, удобный документооборот, возможность быстрого поиска более низкой цены и надежного контрагента. Кроме того, цифровые закупки отличаются высоким уровнем прозрачности и помогают исключить коррупционную составляющую.
С точки зрения "операционки", маркетплейсы:
-
Обеспечивает единое информационное пространство для взаимодействия всех участников процесса закупки - в режиме 24/7.
-
Сокращают бумажный документооборот.
-
Легко адаптируются к ИТ-ландшафту: синхронизируются с внутрикорпоративными информационными системами (ERP, СRP, MDM и др.) как заказчика, так и поставщика.
С точки зрения стратегии и развития цепочки поставок компании, маркетплейсы:
-
Помогают найти лучшее предложение от поставщиков.
-
Помогают контролировать бюджетные лимиты.
-
Предоставляет комплексную аналитику по закупкам/продажам.
Кейс: как "Ростелеком" ускорил проведение малых закупок в 20 раз с помощью автоматизации на В2В-маркетплейсе
До автоматизации на маркетплейсе закупка в "Ростелекоме" занимала 20-30 рабочих дней. Компания была заинтересована в том, чтобы проводить закупки быстрее - и при этом получать больше выгодных предложений от поставщиков.
Выход на В2В-маркетплейс должен был решить следующие задачи:
-
Унифицировать процесс закупок.
-
Увеличить конкуренцию между поставщиками.
-
Повысить конечный уровень сервиса.
-
Снизить трудозатраты.
-
Повысить прозрачность закупок.
-
Создать предпосылки для дальнейшей автоматизации закупок, роботизации и применения ИИ.
В ходе реализации проекта внедрили следующие решения:
-
Централизация малых закупок и структурная перестройка. В "Ростелекоме" создали центр компетенций по малым закупкам, провели структурирование таких закупок и определили пять основных товарных категорий. Закупки по всем категориям объединили в рамках одного цифрового решения - В2В-маркетплейса. Ранее каждый из 80 филиалов "Ростелекома" сам проводил разовые малые закупки на суммы до 500 тысяч рублей. В каждом филиале работал отдел договорного обеспечения и логистики - при этом большинство закупок было однотипными.
-
Персональные отчеты для ускорения согласования. Для компании разработали три персональных отчета: накопительный (по всем закупкам), попозиционный и отчет по закупке для внутреннего согласования.
-
Кастомная доработка функционала маркетплейса. Функционал доработали под специфику "Ростелекома": создали специальный шаблон ценового запроса, который дополнили базовыми параметрами.
-
Обучение специалистов по закупкам. Обучили специалистов по закупкам работе на В2В-маркетплейсе.
В результате перехода на маркетплейс:
-
Более чем в два раза выросло количество предложений от поставщиков: в среднем, с 2 до 5,1 предложения на один ценовой запрос.
-
"Ростелеком" стал проводить закупки в 20 раз быстрее: за два-три рабочих дня.
-
Публикация закупки сократилась до трех минут благодаря индивидуальному шаблону.
Сегодня "Ростелеком" проводит через В2В-маркетплейс 90% всех малых закупок.
Будущее В2В-маркетплейсов в России
В перспективе нескольких лет роль маркетплейсов в электронной В2В-коммерции будет только расти. Совокупный объем сделок на маркетплейсах, вероятно, "догонит" глобальный уровень в 15-17% от всех сделок В2В-сегмента, а количество цифровых площадок вырастет от 20-30 до 150-160.
В2В-маркетплейс будущего будут отличать:
-
Максимально простой процесс проведения закупок - опыт, близкий к В2С.
-
Расширенные возможности доставки.
-
Использование цифрового рубля и технологий ИИ.
-
Гибкие условия оплаты и расчета.
-
Сквозной электронный документооборот.
-
Единый каталог для широкого спектра товаров.