Максим Кислицкий, "Росатом": Качество, продемонстрированное в сложных проектах атомной отрасли, является ресурсом "Атомкода"
Еще недавно тему low-code связывали, прежде всего, с автоматизацией бизнес-процессов. Сегодня на повестке повышение производительности труда, в том числе в области разработки и внедрении широкого спектра ИТ систем. Также много задач по миграции с иностранного ПО возникает в рамках ИТ-суверенизации. О том, как используется low-code в разработке приложений для заказчиков из сферы промышленности и строительства, а также насколько подобные инструменты применимы к разработке крупных проектов, мы поговорили с директором департамента управления продуктами компании "Росатома" "Цифрум" Максимом Кислицким.
Почему сегодня low-code в тренде развития ИТ-рынка?
Да, актуальность low-code крайне высокая, потому что до сих пор сохраняется высокая потребность в разработке новых систем. А количество новых ИТ-специалистов, в частности, на российском рынке, ввиду определенных демографических процессов, не растет. Поэтому компании ищут возможность оптимизировать затраты на разработку решений, снижая, в частности, требования к квалификации разработчиков. И здесь low-code – это единственное решение, которое на текущий момент позволяет все эти вопросы закрыть.
Именно по такому пути пошел "Росатом". В некоторый момент мы пришли к выводу, что нам необходима единая платформа, на базе которой мы могли бы вести дальнейшую разработку своих проектов. И эта платформа должна базироваться на принципах low-code, чтобы наши предприятия могли получать дополнительную экономическую выгоду от такой унификации разработки. Поэтому мы приступили к созданию платформы и параллельно вели разработку для соответствующих задач Инжинирингового дивизиона Госкорпорации, который реализует проекты строительства АЭС за рубежом.
Вы создавали "Атомкод" исходя из задач предприятий "Росатома", означает ли это, что платформа "заточена" именно под промышленное применение?
Нет, она достаточно универсальна. Конечно, при создании платформы мы ориентировались на наши внутренние потребности в части решения задач по управлению строительством и связанных с машиностроением. В платформе есть соответствующий функционал, который позволяет такие решения создавать быстрее. Но при этом мы изначально смотрели на задачу шире и сделали универсальную платформу для быстрой разработки любых корпоративных приложений. Я бы так очертил портрет потенциального пользователя "Атомкода": это любое крупное предприятие - как из сферы промышленности, так и широкого спектра других областей - перед которым стоит задача создания корпоративных информационных систем.
А на каких принципах основана ваша платформа - микросервисы, монолит...? И чем "Атомкод" отличается от аналогичных рыночных разработок? Какие уникальные возможности для автоматизации процессов и оптимизации производственных операций она предоставляет?
Мы используем микросервисную архитектуру. Это позволило нам сделать максимально расширяемое и масштабируемое решение. "Атомкод" поддерживает динамическое масштабирование, может поднимать новые экземпляры микросервисов при возрастании нагрузки. Платформа также позволяет создавать и подключать свои собственные микросервисы на любых языках разработки и тем самым максимально гибко расширять свои возможности.
Что касается отличий от большинства представленных на рынке платформ, то их несколько. В первую очередь, "Атомкод" — это платформа, позволяющая работать с большими объемами данных. Мы тестировали решения на базе платформы на стройках, связанных с возведением атомных электростанций. Это самые масштабные и сложные строительные проекты в мире на сегодняшний день. Там огромные планы-графики проектов, множество технической документации, и мы изначально были вынуждены "затачивать" платформу на работу с большими объемами сложно структурированных данных. С другой стороны, наше решение позволяет совмещать подходы low-code и классической разработки. И это тоже наша принципиальная позиция: мы считаем, что исключительно с помощью low-code все автоматизировать где-то может быть крайне трудозатратно, а где-то - вообще невозможно. И в случае, когда используется платформа с жесткими ограничениями, заказчику зачастую приходится идти на компромисс. Мы же позволяем в очень многих местах платформу расширять и дополнять классическими технологиями разработки. То есть, использовать от платформы те части, которые хорошо подходят для выполнения конкретных задач. Например, взять наше хранилище данных, наш движок бизнес-процессов, наш набор UI компонентов, а все недостающие части, специализированные микросервисы или логику frontend писать на классических технологиях и языках разработки.
А ваша платформа интегрируется с системами предиктивного обслуживания?
На базе "Атомкода" можно делать системы, которые взаимодействуют с моделями предиктивного обслуживания, какими-то прогнозными моделями, а разработка самих моделей пока в платформе не поддерживается. Но в то же время мы активно развиваем направления, связанные с большими языковыми моделями, и в платформе есть готовый набор микросервисов для хостинга больших языковых моделей, взаимодействия с ними, построения языковых цепочек, ну и, собственно, создания решений для бизнеса на базе больших языковых моделей. Все сделано для того, чтобы с минимальными трудозатратами в режиме low-code можно было создать подобные решения.
Существуют ли какие-то ограничения на применение и внедрение – есть что-то, что невозможно будет подключить или невозможно будет интегрировать в платформу?
Таких ограничений нет, но есть набор определенных требований к стандартам взаимодействия внутри платформы, к протоколам авторизации, аутентификации и так далее, которые необходимо будет поддержать.
То есть, если на предприятии в некоторый момент времени образовался такой "зоопарк" из устаревших или импортных решений, с помощью "Атомкода" можно "навести порядок" и построить действующую эффективную IT-экосистему?
Да, мы нацелены именно на такой сценарий: наша платформа позволяет унифицировать разработку, создавая решения, интегрированные с имеющимися у заказчика системами. Мы понимаем, что не всегда возможна быстро миграция на новые технологии, и зачастую приходится длительное время поддерживать параллельную работу каких-то старых и новых систем, осуществляя постепенный переход.
Что вы предлагаете – коробочное или заказное решение? Будете ли осуществлять сервисное сопровождение?
Мы видим несколько сценариев. В целом, мы выступаем в роли вендора, который поставляет платформу и оказывает услуги по технической и архитектурной поддержке при внедрении решений. Также мы можем делать какие-то пилотные проекты, чтобы показать возможности платформы и перейти к более масштабным внедрениям. Но основную роль, конечно, мы отводим нашим партнерам. У нас уже есть несколько партнеров, с которыми можно прорабатывать проекты разработки и внедрения решений на базе платформы.
Не могли бы вы привести примеры успешных применения платформы "Атомкод"?
В настоящее время "Атомкод" успешно применяется в атомной отрасли - в Инжиниринговом и Машиностроительном дивизионах Госкорпорации. Сейчас на базе платформы делаем комплексное ТИМ-решение. Это будет комплексный продукт для российского рынка по автоматизации строительства и всех вопросов, связанных с этим, на стороне генерального подрядчика и заказчика объекта строительства.
Максимальный эффект на текущий момент достигнут в ходе применения платформы в разработке решений по управлению строительством. Эти решения применяются как для управления документооборотом с иностранным заказчиком, так и для управления строительно-монтажными работами на площадке строительства и для управления сводным планом-графиком работ. Платформа применяется как в России, так и на нескольких площадках за рубежом. Поэтому одно из ключевых требований в этих проектах – мультиязычность решений, что позволяет иностранным заказчикам легко ориентироваться в системах. Кроме того, наши решения не должны быть уязвимы с точки зрения потенциальных лицензионных или иных ограничений при внедрении в различных частях мира.
Также планируем применение "Атомкода" еще в нескольких проектах, в частности, в единой технологической платформе "Росатома", что позволит нам максимально унифицировать разработку внутри отрасли.
Есть интерес со стороны возможных потенциальных партнеров или покупателей?
Конечно, есть, мы сейчас ведем переговоры с несколькими компаниями из машиностроительной отрасли. И хотя мы только выходим на рынок, интерес к нашей платформе уже есть.
Вы чувствуете конкуренцию на рынке?
Рынок low-code в России, в принципе, довольно насыщен различными решениями. Для себя мы видим определенную нишу, которая на текущий момент практически не занята - это ниша создания сложных и масштабных корпоративных систем для промышленности, для управления строительством с применением low-code разработки. Но при этом мы готовы конкурировать с имеющимся на рынке решениями и в других областях.
Мы много взаимодействуем с разработчиками различных компаний, и в целом нас радует темп, который набрала наша ИТ-отрасль: не так давно мы начинали с задач срочного импортозамещения, а сегодня серьезно нацелены на повышение конкурентных характеристик отечественных цифровых продуктов. Надо сказать, что требования заказчика к ним тоже растут. И тут мы исходим из того, что качество, продемонстрированное в сложных проектах атомной отрасли, является ресурсом "Атомкода".