
Банк России управится с рисками цифрового рубля
Банк России опубликовал Указание, которое устанавливает порядок управления рисками и непрерывного функционирования платформы цифрового рубля. Согласное ему, ЦБ является единственным оператором платформы "третьей формы валюты" и должен создать систему, которая будет идентифицировать, оценивать, реагировать, вести базу и мониторинг рисков платформы.
Также указание закрепляет обязанности Банка России по работе с рисками. Например, он должен создать реестр рисков платформы и обновлять его "не реже одного раза в год", определять "уровень их воздействия" минимум раз в три года и "принимать меры по минимизации последствий" рисков на следующий день после их идентификации и оценки. Помимо этого, ЦБ должен разработать "план мероприятий" по "непрерывности функционирования" и доступа к платформе "для совершенствования технологии" цифрового рубля, следить за исполнением плана и чинить платформу, если что-то пошло не так. Указание вступает в силу 1 октября 2025 г.
https://www.comnews.ru/content/238042/2025-03-03/2025-w10/1002/kogda-rossii-poyavitsya-tretya-forma-valyuty
Представитель пресс-службы Банка России рассказал, что обязанность управления рисками и непрерывность управления для ЦБ зафиксирована законом "О национальной платежной системе", а Указание ЦБ определяет основные требования к работе.
"Аналогичные полномочия предусмотрены для Банка России и как для оператора платежной системы Банка России. Такие же требования предусмотрены в законе и в отношении операторов других платежных систем", - сказал он.
Согласно сайту ЦБ, платежная система Банка России признана системно значимой на уровне законодательства, и через нее реализуется денежно-кредитная и бюджетная политика РФ. Она является частью национальной платежной системы, в которую всего входят 28 платежных систем и 354 оператора денежных средств. По итогам 2024 г., доля безналичных платежей в РФ составила 85,8%.
Генеральный директор ООО "Телеком Дейли" (Telecom Daily) Денис Кусков отметил, что иных вариантов на роль оператора платформы цифрового рубля не было. Он назвал решение возложить на Центральный банк ответственность за проработку юридических, технологических и вопросов легитимности оправданным.
По словам партнера международной консалтинговой компании D&A Partners LLC Юрия Брисова, ЦБ России обладает широкими полномочиями в нескольких ключевых отраслях финансов, и новая роль соответствует ему как эмитенту цифрового рубля и его традиционной функции эмиссии национальной валюты. Среди других отраслей, в которых Банк России имеет полномочия по определению и управлению рисками, он назвал банковский надзор и регулирование, контроль за платежными системами, регулирование финансовых рынков и противодействие финансовым угрозам.
"В контексте цифрового рубля Банк России не только выступает эмитентом, но и активно разрабатывает модели внедрения этой формы национальной валюты в экономику страны. Современное состояние нормативно-правового регулирования цифрового рубля характеризуется определенными пробелами. Исследователи отмечают необходимость четкого разграничения понятий "цифровые финансовые активы", "цифровая валюта", "криптовалюта" и "цифровой рубль". В частности, в тексте закона 259-ФЗ под цифровой валютой понимается скорее криптовалюта. Однако очевидно, что рубль - это валюта, если он будет цифровым, он будет цифровой валютой. Существующая нормативная база требует дальнейшего совершенствования. А вопрос о достаточности или избыточности полномочий ЦБ РФ в определении рисков, связанных с цифровым рублем, требует сбалансированного подхода. Широкие полномочия обоснованы необходимостью обеспечения финансовой стабильности и защиты интересов граждан и бизнеса при внедрении новой формы валюты", - заметил Юрий Брисов.
Он отметил, что статус цифрового рубля как "третьей формы валюты" вводит его в сферу компетенции эмитента, то есть Банка России. Это соответствует международной практике, когда центральные банки участвуют в разработке и внедрении цифровых валют. Однако, по его словам, потенциальные риски возникают из-за отсутствия четкого законодательного определения цифрового рубля и правил его обращения из-за того, что понятие "цифровая валюта" не определяет в полном объеме круг объектов, подходящих под определение. Это может привести к правовой неопределенности и затруднить регуляцию рисков.
"Центральный банк, выступая эмитентом цифрового рубля, объективно заинтересован в успешном внедрении и функционировании этой формы национальной валюты. Одновременно с этим, он должен беспристрастно оценивать риски и устанавливать правила регулирования, что может создавать противоречия. Существующие исследования указывают на необходимость создания эффективной системы сдержек и противовесов при внедрении цифрового рубля. В частности, анализ моделей внедрения цифрового рубля показывает важность "двухуровневого взаимодействия" участников данного процесса, что может снижать риски монополизации полномочий одним институтом", - заключил Юрий Брисов.
https://www.comnews.ru/content/238470/2025-03-26/2025-w13/1007/vnedrenie-cifrovogo-rublya-oboydetsya-srednemu-banku-100-150-mln-rub