
Искусственный интеллект обрел Кодекс этики на финансовом рынке
В сообщении на сайте Центробанка (ЦБ) РФ сказано, что Кодекс носит рекомендательный характер и призван повысить доверие людей и компаний к новой технологии: "Клиентов следует информировать, когда они взаимодействуют с искусственным интеллектом (ИИ), и предоставлять возможность отказаться от такого взаимодействия. Мы также предлагаем организациям регулярно проверять качество ИИ, обращать внимание на соблюдение конфиденциальности персональных данных и организовать управление рисками ИИ".
Одними из первых целей настоящего Кодекса являются:
- повышение доверия физических и юридических лиц к применению искусственного интеллекта кредитными организациями, иностранными банками, осуществляющими деятельность на территории РФ через филиалы, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, субъектами национальной платежной системы при оказании клиентам услуг;
- содействие развитию искусственного интеллекта на финансовом рынке и применению организациями доверенных технологий искусственного интеллекта;
- минимизация рисков, связанных с разработкой и применением искусственного интеллекта на финансовом рынке.
Как отметил руководитель департамента финансовых технологий Банка России, Станислав Короп, ЦБ изучил мировые тенденции в регулировании ИИ, обсудил с участниками рынка их практику и пришел к выводу, что для российского финансового рынка на данном этапе будет актуально мягкое регулирование применения такой технологии. "Мы надеемся, что ориентиры, заложенные в Кодекс этики, смогут сделать финансовые услуги, в которые интегрирован искусственный интеллект, еще более качественными, безопасными и удобными", - сказал Станислав Короп.
В пресс-службах ПАО "Сбербанк", ПАО "Банк ВТБ", АО "ТБанк", АО "Альфа-Банк" не ответили на запрос корреспондента ComNews.
Сооснователь финтех-платформы Rowi Виктор Вернов отметил, что уровень проникновения ИИ в финтехе остается неравномерным: "В одних компаниях ИИ применяется точечно, например, в скоринге или клиентской аналитике, а в других - затрагивает почти все ключевые процессы, включая автоматизацию операций, антифрод и персонализацию продуктов. Но в целом, можно уверенно сказать, что финтех - одна из наиболее активных отраслей в применении ИИ. Она изначально технологична, ориентирована на эксперименты и быструю интеграцию и адаптацию новых решений. Уровень внедрения ИИ здесь выше, чем в других секторах экономики".
Виктор Вернов подчеркнул, что полностью "беспилотный" ИИ в финансах — это вопрос будущего: "Риски слишком высоки, и ошибка в финансовых расчетах, кредитных решениях или управлении активами может стоить слишком дорого. Поэтому ключевые решения пока остаются под контролем специалистов. Этап полностью "беспилотного" ИИ еще не наступил, и дело не только в технологиях, но и в регуляторике, репутационных рисках и доверии клиентов".
По оценкам специалистов Deloitte, BCG и ЦАФТ, искусственный интеллект применяется в 70% банков в следующих областях:
- Кредитный скоринг нового поколения: анализ альтернативных данных (соцсети, траты, поведение в приложении). Данные собираются, анализируются, формируется профиль клиента. Это позволяет точнее оценивать заемщиков, помогает увидеть реальную кредитоспособность там, где традиционные модели бессильны.
- Борьба с мошенничеством (AML/CFT): алгоритмы в режиме реального времени будут выявлять подозрительные транзакции, снижая ущерб клиентам. Объем предотвращенного мошенничества с помощью ИИ в РФ уже вырос.
- Клиентский сервис: коммуникация через чат-боты и голосовые помощники. Около 80% стандартных запросов отрабатывается с помощью ИИ, высвобождая операторов.
- Для сложных случаев и нестандартных ситуаций. Автоматизированные советы по портфелю и торговле станут доступнее массовому клиенту (робоэдвайзинг и алготрейдинг).
Независимый финансовый советник Елена Савина отметила, что несмотря на оптимизм, существуют процессы, где полная автономия ИИ недопустима или преждевременна: "Это принятие решений по выдаче крупных кредитов и ипотек. Решение о выдаче кредита на миллионы рублей, особенно под залог жилья, не может приниматься алгоритмом без человека. Слишком велики риски ошибки и этические коллизии. Так же опасно полностью передавать блокировку счетов клиентов. Исключать человека из этого процесса опасно. Автоматическая блокировка по подозрению в мошенничестве без мгновенной возможности оспорить решение чревата репутационными скандалами и исками, а для человека это может повлечь административное или даже уголовное преследование. Здесь нужно разбираться. Машина может автоматически принимать ошибочные решения с трагическими последствиями".