
"Триколор Интернет" нашел рост на рынке VSAT
Исследование ComNews Research показало, что темпы роста рынка VSAT в первой половине 2025 г. не превышали среднегодовых показателей за последние два года — 6,5 %. Для получения этих данных компания опросила операторов о количестве действующих VSAT-станций.
В проведенном исследовании сказано, что блокировки мобильного интернета повлияли на рост спроса в некоторых регионах: "В частности, о возросших подключениях в первом полугодии 2025 г. сообщила компания "Триколор". Но в целом этого ситуативного спроса было недостаточно, чтобы существенно повлиять на рост всего рынка. Мощным сдерживающим фактором для развития которого является дороговизна абонентского оборудования и более высокие тарифы по сравнению с проводной и мобильной связью".
Общее количество VSAT-станций (Very Small Aperture Terminal — малые спутниковые станции, терминалы спутниковой связи с антенной небольшого размера - прим. ComNews) в первом полугодии 2025 г. выросло за счет прироста баз таких операторов, как Konnect (ООО "Евтелсат Нетворкс", в том числе "Триколор Интернет", +5,5%), "РТКомм.РУ" (+4,8%), АО "Газпром космические системы" (+4,1%), AltegroSky (+1,3%), ГК "Искра" ("Спутниковая связь", +0,5%) и ООО "СтарБлайзер" (+0,4%). Лидерами по приросту количества действующих VSAT-станций стали операторы "РТКОММ", (+1,8 тыс.) и Konnect (+1,7 тыс.).
По итогам первого полугодия 2025 г. в десятку крупнейших операторов по количеству VSAT-станций вошли: АО "РТКомм.РУ" – 40,2 тыс., Konnect (ООО "Евтелсат Нетворкс", в том числе "Триколор Интернет") – 33,4 тыс., группа компаний AltegroSky – 31,6 тыс., ГК "Искра" – 25,6 тыс., АО "Газпром космические системы" – 12,1 тыс., ООО "РуСат" – 9,2 тыс., ГК "Амтел" – 5,84 тыс., ООО "СТЭК.Ком" - 5,82 тыс., "Радуга-Интернет" – 4,1 тыс. и "СтарБлайзер" – 3,8 тыс.
Лидерами по доле рынка стали: АО "РТКомм.РУ" - 23%, Konnect (ООО "Евтелсат Нетворкс", в том числе "Триколор Интернет") - 19%, группа компаний AltegroSky - 18%, ГК "Искра" -15%, АО "Газпром космические системы" -7%.
"Триколор Интернет" - это совместный проект "Триколор" (НАО "Национальная спутниковая компания" и Konnect (ООО "Евтелсат Нетворкс"). Руководитель направления "Триколор Интернет" Даниил Нирман как основную тенденцию отметил замедление темпов роста рынка VSAT. По его мнению, факторами, сдерживающими его, выступают уход зарубежных вендоров и отсутствие конкурентоспособных отечественных VSAT-платформ и пользовательских терминалов. "При этом мы видим периоды резкого роста спроса на сервис, например, как это было в первом полугодии текущего года, когда в России стали ограничивать работу мобильного интернета. В этом году нам удается сохранять устойчивый рост базы за счет запасов оборудования и рециклинга", - сказал Даниил Нирман.
Коммерческий директор АО "РТКомм.РУ" Михаил Муттерперл говорит о том, что рынок VSAT продолжает расти, но с меньшими темпами, чем до 2022 г.: "Это связано, прежде всего, с существующим дефицитом абонентских терминалов в стране. Нехватка оборудования возникла как результат введенных санкций, ухода части вендоров, усложнения цепочек поставок устройств, валютных колебаний".
Одну из тенденций, которую назвали операторы, связана с дефицитом и высокой стоимостью оборудования – это рост коллективных подключений.
Руководитель отдела по работе с партнерами АО "Амтел-Связь" Алексей Конов поведал, что присутствует существенный рост в массовом сегменте, обусловленный популярностью системы коллективного доступа к услугам связи. Главный инженер АО "СпутникТелеком" Теплов Максим отметил рост количества запросов в качестве резервирования основных каналов. Даниил Нирман из "Триколор Интернет" также подчеркнул эту тенденцию и связывает ее с участившимися блокировками мобильного интернета: "Крупный ритейл стал обращаться за подключением VSAT с целью резервирования каналов связи, в первую очередь для приема платежей".
Более трети из общего прироста количества VSAT-станций в первом полугодии 2025 г. – 34% - пришлось на Центральный федеральный округ, 22% - на Сибирский федеральный округ, на Уральский и Северо-Западный - по 12% и 10%, соответственно. В пяти федеральных округах – Центральном, Приволжском, Южном, Северо-Кавказском и Северо-Западном – лидером по числу обслуживаемых станций является Konnect, при этом в Центральном - занимая около 50% рынка. В Дальневосточном федеральном округе лидирует AltegroSky, в Сибирском – "Искра", в Уральском – РТКОММ.
Генеральный директор АО "Ка-Интернет" Светлана Сироткина говорит о том, что не секрет, что в некоторых регионах есть периодические проблемы с мобильным интернетом, из этих регионов стало чуть больше поступать запросов на спутниковый интернет. "Люди хотят стабильное интернет-подключение. Также увеличился спрос из приграничных южных регионов", - отметила она.
Спутниковый широкополосный доступ (ШПД): рост на массовом рынке
В первом полугодии 2025 г. сегмент спутникового ШПД для частных пользователей увеличился на 3,6%, достигнув 140 тысяч абонентов. Среди лидеров по приросту оказались:
- Konnect – плюс 1525 пользователей,
- "РТКомм.РУ" – плюс 1505 пользователей,
- ГК "АМТЕЛ" – плюс 867 пользователей,
- "Газпром космические системы" – плюс 640 пользователей.
На рынке массового сегмента лидируют "РТКомм.РУ" (23%), "Искра" (20%) и Konnect (19%). Остальные компании занимают следующие доли: AltegroSky – 12%, "Газпром космические системы" – 8,4%, "АМТЕЛ" – 6%, "РуСат" – 5%, "СтарБлайзер" – 4,3%.
Михаил Муттерперл отметил, что наибольший спрос на спутниковый ШПД заметен среди жителей удаленных населенных пунктов, где нет мобильной и проводной связи.
Подробно с результатами исследования ComNews Research и аналитической картой "VSAT-сети в России, 1-е полугодие 2025 года" можно ознакомиться в разделе Vision/Аналитика.
https://www.comnews.ru/content/241102/2025-10-13/2025-w42/1180/rossiyskiy-rynok-vsat-1-m-polugodii-2025-goda-vyros-25