Москва ТЕЛЕКОМ

Задачи для Java

Задачи для Java

Источник: ComNews

Платформа и язык программирования Java наиболее активно применяется в критически важных государственных, финансовых и промышленных системах, в которых секунда простоя может обойтись не только в миллиарды рублей, но и затронуть жизни людей. Среди российских индустриальных корпораций, которые давно и широко используют Java – группа "Газпром нефть" (ГПН). В интервью порталу ComNews Виктор Горячев, руководитель департамента разработки и сопровождения систем ДРП Дирекции систем региональных продаж ООО "Газпромнефть – Цифровые решения" (ГПН ЦР), рассказал о том, как идет импортозамещение Java и какие продукты создаются с помощью этой платформы.

Сколько лет "Газпром нефть" использует Java?

Мы используем Java столь давно, что точный год вспомнить уже проблематично – даже бывалые сотрудники не могут с уверенностью назвать первый проект с ее применением. Но можно однозначно сказать, что Java используется в различных проектах группы "Газпром нефть" не менее десяти лет, причем во всех подразделениях: в блоке разведки и добычи (БРД), блоке логистики, переработки и сбыта (БЛПС), дирекции региональных продаж (ДРП) и других.

У широкого применения Java в различных системах ГПН есть три причины: широкое сообщество Java-специалистов, динамическое развитие Java в последние года (хотя был момент, когда этот язык перестал развиваться) и возможность реализовывать с помощью этого инструментария импортонезависимые решения.

Какого типа продукты создала ГПН на Java?

Это информационно-аналитические платформы, интеграционные сервисы, системы контроля доступа, внутренние порталы и API-сервисы, а также в средствах управления ИТ-инфраструктурой – по большей части, мы применяем Java в backend-разработке.

Я предполагал, что вы также используете Java для создания MES-систем (так, в частности, поступил НЛМК, когда после 2022 г. решил отказаться от стека Oracle).

В случае с ГПН это нет так. MES у нас построен на импортонезависимой платформе AggreGate (ее разработчик – компания Tibbo Systems – прим. ComNews).

Рассматривала ли ГПН переход с Java на иные языки, в частности – на Python? Если такой процесс имел место, то почему компания продолжила использовать Java? Какой стек языков программирования в целом использует ГПН?

Мы не исходим из намерения непременно использовать Java или Python. Выбор стека технологий идет от той задачи, которую мы совместно с внутренним бизнес-заказчиком решает в конкретный момент времени. В каждом случае мы выбираем оптимальное решение, позволяющее соблюсти все требования к производительности, импортонезависимости и дальнейшему масштабированию решения. Если говорить о Python – этот язык чаще используется в ГПН при решении сложных аналитических задач, с применением ML-моделей или сложной математики: с ними Python справляется лучше. В частности, в периметре ДРП все решения, связанные со сложными оптимизационными моделями, с планированием или логистикой, созданы на Python.

Использует ли ГПН отечественную платформу Axiom JDK? Если да, то почему выбор пал на нее, а не на open source-платформу OpenJDK?

Да, различные команды разработки в ГПН используют Axiom JDK, хотя некоторые коллеги применяют и другие Java Development Kit. Open source-решения в Java мы не используем из-за отсутствия вендорской поддержки и регулярных обновлений (как того требуют ФСТЭК и Минцифры): Axiom JDK позволяет это делать, а в OpenJDK таких опций нет. Да и в целом – вопрос о том, можно ли сделать действительно импортонезависимое решение, задействовав результаты труда зарубежных разработчиков (пусть и с открытым исходным кодом), остается открытым.

Как вы оцениваете безопасность продуктов, созданных на Java и ее JDK?

Использование Java соответствует всем требованиям информационной безопасности (ИБ) – в частности, благодаря встроенной системе управления памятью, наличию типизации, регулярным обновлениям со своевременным устранением уязвимостей (последнее касается исключительно Axiom JDK).

Есть ли у ГПН планы по расширению использования Java, и какие новые продукты компания планирует создать с ее помощью?

Как я уже сказал, мы не отталкиваемся от того или иного языка как данности. Все исходит от конкретной задачи: проекта по ее решению и проектной команды. Поэтому цели расширить использование Java перед нами не стоит. Безусловно, Java используется в ГПН при создании новых inhouse-продуктов. Я не уполномочен раскрывать названия продуктов – могу лишь сказать, что широкое использование Java идет при создании продуктов для дирекции региональных продаж, в том числе и весьма масштабных.

Как в текущей ситуации обстоят дела со специалистами по Java? Их стало легче или труднее привлекать на рынке труда?

Привлечь легко – но смотря за какую зарплату. Если серьезно, то профессионалов в этой сфере в России немало, но за последние 2-3 года их запросы возросли. Но и в целом на ИТ-рынке любой хороший специалист стоит дорого. В компании "Газпромнефть – ЦР" мы пошли таким путем: создали небольшую школу для выращивания профессионалов внутри. И мы крайне редко привлекаем с рынка специалистов уровня senior или даже middle (это касается и сферы Java): по большей части, в команды разработки привлекаются студенты или junior-сотрудники, которые обучаются на относительно несложных задачах. При таком подходе мы готовим профессионалов под специфические корпоративные задачи, и как показала практика, такой подход эффективен. Если человек, отвечающий за обучение, по-настоящему вовлечен и готов тратить время на обучение подрастающего поколения, специалисты вырастают внутри очень быстро.