
9 трлн рублей из космоса не видно
Закон № 89-ФЗ, обязывающий госструктуры платить за снимки со спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), скорее всего не заработает и в 2026 году. Может это и к лучшему: 9 трлн руб., в которые Роскосмос оценил годовой объем платежей от государственных заказчиков, могут перекосить федеральный бюджет. Бюджетные расходы РФ на 2026 г. пока запланированы в объеме 42,3 трлн руб., и "космическая" сумма в 9 трлн руб. превышает 1/5 часть от них.
Госдума приняла закон о закупках данных ДЗЗ из космоса в апреле 2024 г. Этот закон (№ 89-ФЗ от 22.04.2024 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ") установил платность снимков ДЗЗ для госзаказчиков, которые исторически получали их от Роскосмоса бесплатно.
Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы РФ Денис Кравченко заявил тогда, что новый закон "призван создать условия для дальнейшей коммерциализации деятельности Роскосмоса и способствовать формированию рынка закупок данных ДЗЗ". Предполагалось, что все потребители снимков ДЗЗ, невзирая на чины и лица, начнут платить за них с января 2025 г.
Но еще в середине 2024 г. стало ясно, что в федеральный бюджет на 2025 г. не заложены расходы на покупку государственными органами снимков ДЗЗ. Поэтому 28 ноября 2024 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление правительства № 1648, закрепившее безвозмездную передачу данных ДЗЗ госорганам и любым юрлицам, которые выполняют госзаказ, в период с 1 января по 31 декабря 2025 г.
На текущей неделе, 22 октября, в Госдуме состоится рассмотрение в первом чтении законопроекта о федеральном бюджете на 2026 г. и плановый период 2027-2028 гг. В проекте бюджета, который правительство РФ внесло в Госдуму, строка "покупка госорганами снимков ДЗЗ" отсутствует. Теоретически нижняя палата российского парламента может потребовать внесения такой строчки - чтобы добиться исполнения ею же принятого закона № 89-ФЗ от 22 апреля 2022 г. Или запросить у правительства страны, чтобы все государственные органы начали с 2026 г. платить Роскосмосу за снимки ДЗЗ из имеющихся у них средств.
Важно, как считают
Еще в прошлом году Роскосмос оценил возможный годовой объем платежей за снимки ДЗЗ в 9 трлн руб. Похоже, что госкорпорация вышла на эту цифру путем простого математического расчета. Площадь территории России составляет 17,1 млн км2, а усредненная стоимость 1 спутникового снимка земной поверхности - 1500 руб. за 1 км2 (для снимков с пространственным разрешением 0,5 метра). Если предположить, что Роскосмос ежедневно продает по одному ДЗЗ-снимку территории в 1 км2 с охватом всей территории России, то за год (365 дней) мы получим: 17,1 млн км2 х 1500 руб. х 365 дней = 9,36 трлн руб. Эта сумма составляет 22,13% от всех расходов федерального бюджета, которые правительство РФ запланировало на 2026 г.
Оценка в 9,36 трлн руб. - очень грубая. В реальности каждому госзаказчику нужны данные по определенным территориям. Скажем, Минэнерго заинтересовано в снимках тех земель, по которым проходят магистральные трубопроводы, а Минсельхоз - полей с различными культурами.
Вообще с продажей снимков ДЗЗ госзаказчикам возникает коллизия. Если следовать букве статьи 1240.1 ГК РФ, то результаты интеллектуальной деятельности (РИД), единожды оплаченные по госконтракту, остальным государственным и муниципальным заказчикам предоставляются безвозмездно (на основании типового лицензионного договора).
Спутниковые снимки (особенно с государственных космических аппаратов) явно относятся к категории РИД. Значит, если какой-то госзаказчик купил у Роскосмоса снимки определенной территории, то все остальные государственные органы должны получить такие снимки бесплатно (если они им нужны, конечно).
Но Роскосмос явно намерен брать деньги с каждого госзаказчика за каждый снимок. Это следует из изменений в Правила определения размера платы за предоставление данных ДЗЗ из космоса, которые правительство РФ внесло 27 августа 2025 г. (постановлением № 1297). Обновленные правила теперь включают формулу расчета платы за предоставление данных ДЗЗ и не содержат ни слова о том, что повторные снимки второй и последующие госзаказчики получат бесплатно.
При этом изменения в Правила гласят, что оптические данные с пространственным разрешением более 1 метра и радиолокационные данные с разрешением более 10 метров госорганы могут получить у Роскосмоса бесплатно.
В России - около ста государственных и муниципальных потребителей данных ДЗЗ. Это все органы власти, в ведении которых находятся любые пространственные ресурсы: месторождения, поля, леса, водные ресурсы, частные земельные участки (Росреестр) и др.
Только Роскосмос знает, какой объем снимков и сервисов ДЗЗ ежегодно заказывают госпотребители. Но даже его оценка в 9 млрд руб. вдвое превышает объем российского рынка этих услуг. Если госпотребители с 2026 г. будут вынуждены платить Роскосмосу за снимки, они резонно могут сделать выбор в пользу других поставщиков - от частных компаний из России до посредников, торгующих снимками с американских, европейских и китайских спутников ДЗЗ.
Правда, Роскосмос не останется внакладе и в этом случае: по Правилам создания и ведения федерального фонда данных ДЗЗ из космоса, все снимки с иностранных комических аппаратов, которые купили госзаказчики, они обязаны передать в этот фонд, то есть Роскосмосу.
Производство – наша цель
Дело не только в том, что правительство РФ явно не заложило деньги на покупку госорганами снимков ДЗЗ, но и в бессмысленности этой затеи. Когда пару лет назад идея взимания денег за данные ДЗЗ с госзаказчиков только обсуждалась, звучали слова о том, что эти доходы помогут Роскосмосу развивать национальную группировку спутников ДЗЗ и космическую отрасль в целом.
Денис Кравченко в прошлом году уточнял, что заработанные на продаже снимков из космоса средства будут поступать в федеральный бюджет и в последующем направляться на развитие отечественной спутниковой группировки.
Но постановление правительства № 1297 от 27 августа 2025 г. внесло в Правила создания и ведения федерального фонда данных ДЗЗ из космоса новый важный пункт (номер 7_1):
"Денежные средства, полученные госкорпорацией "Роскосмос" от реализации договоров о поставке и распространении данных дистанционного зондирования Земли, перечисляются в федеральный бюджет за вычетом ее расходов, связанных с закупкой данных ДЗЗ у операторов негосударственных космических аппаратов".
Иными словами, те триллионы рублей, которые Роскосмос мог бы собрать у госструктур, почти полностью вернутся обратно в бюджет. Едва ли государству нужно создавать такой "круговорот рублей в природе": разумнее просто заложить в федеральный бюджет на 2026 год средства на обеспечение государственных и муниципальных заказчиков бесплатными данными ДЗЗ. А окупаемость государственной орбитальной группировки спутников ДЗЗ может обеспечить коммерческий рынок - если оперативность и качество ее снимков будут конкурентоспособными.
Что касается развития российских спутниковых группировок, то проект федерального бюджета на 2026-2028 гг. предусматривает немалые ассигнования на эти цели. Так, на различные спутники ДЗЗ (как экспериментальные, так и серийные) в этом документе на три года заложено почти 120,63 млрд руб., на создание высокоорбитальной группировки "Экспресс-РВ" и разработку беспилотников, работающих на ее основе – 15,46 млрд руб., на создание новых и серийных космических аппаратов связи и ретрансляции (соответственно, группировки "Экспресс" и "Луч") – 32,85 млрд руб. и еще 6,61 млрд руб. – на запуски спутников "Экспресс".
Еще 82,41 млрд руб. до 2028 г. (правда, с учетом бюджетных ассигнований в 2025 г.) получит ООО "Бюро 1440" - частная компания, которая взялась за создание низкоорбитальной спутниковой группировки для услуг интернет-доступа. Из этой суммы на разработку и производство космических аппаратов федеральный бюджет предоставит этой компании около 20,19 млрд руб., а на ракеты-носители и пусковые услуги – 62,22 млрд руб.
Досье ComNews
Из пояснительной записки к проекту федерального бюджета РФ на 2026 г. и плановый период 2027-2028 гг.
Параметры ресурсного обеспечения в разрезе федеральных проектов национального проекта "Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и их мероприятий (результатов) представлены в таблице 4.1.19.
Таблица 4.1.1, млн рублей
Наименование федерального проекта / наименование направления расходов | 2025 год* | 2026 год | 2027 год | 2028 год |
Всего | 0,0 | 287 417,8 | 336 149,5 | 331 366,2 |
в том числе: | ||||
Федеральный проект "Спутниковая связь и наблюдение за Землей" |
0,0 |
58 431,3 |
62 907,2 |
54 994,2 |
Создание космических аппаратов государственной опорной орбитальной группировки обеспечения широкополосного спутникового доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в труднодоступной и удаленной местности на высокоэллиптической орбите |
0,0 |
4 377,5 |
5 429,0 |
4 903,2 |
Создание экспериментальных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из космоса |
0,0 |
3 167,7 |
2 240,8 |
0,00 |
Создание новых образцов космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из космоса |
0,0 |
14 990,3 |
12 684,3 |
12 656,9 |
Обеспечение развертывания (поддержания) орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли из космоса |
0,0 |
21 767,8 |
23 598,6 |
25 091,3 |
Создание новых образцов космических аппаратов связи и ретрансляции |
0,0 |
4 700,6 |
6 953,9 |
3 668,7 |
Обеспечение развертывания (поддержания) орбитальной группировки связи и ретрансляции |
0,0 |
3 946,3 |
5 394,1 |
8 191,3 |
Создание космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из космоса |
0,0 |
1 545,2 |
2 642,5 |
242,4 |
Обеспечение запусков космических аппаратов связи |
0,0 |
3 033,7 |
3 577,6 |
0,0 |
Разработка технологий, макетов, моделей и экспериментальных образцов, в том числе опытных образцов технических средств передачи информации беспилотных авиационных систем с использованием космической системы "Экспресс-РВ" |
0,0 |
602,0 |
150,0 |
0,0 |
Разработка при поддержке Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы в виде прототипов конечной продукции перспективных технологий для космических систем и сервисов консорциумом ВУЗов на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)" |
0,0 |
300,2 |
236,4 |
240,3 |
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" запланированы в 2026 году в объеме 155 329,9 млн рублей, в 2027 году – 168 887,2 млн рублей, в 2028 году – 183 742,1 млн рублей.
Параметры ресурсного обеспечения в разрезе федеральных проектов национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" и их мероприятий (результатов) представлены в таблице 4.1.12.
Таблица 4.1.12, млн рублей
Наименование федерального проекта / наименование направления расходов |
2025 год* |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Всего |
148 255,3 |
155 329,9 |
168 887,2 |
183 742,1 |
в том числе: | ||||
Федеральный проект "Инфраструктура доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
23 305,4 |
27 229,3 |
21 552,3 |
14 172,9 |
Реализация проектов, направленных на создание низкоорбитальной спутниковой группировки широкополосной передачи данных, путем предоставления льготного кредитования обществу с ограниченной ответственностью "Бюро 1440" |
0,0 |
6 729,1 |
6 729,1 |
6 729,1 |
Государственная поддержка общества с ограниченной ответственностью "Бюро 1440" в целях обеспечения запусков космических аппаратов на низкую околоземную орбиту |
943,1 |
5 517,0 |
5 391,5 |
1 748,3 |
Обеспечение наличия (передачи и (или) создания) средств выведения для запусков космических аппаратов на низкую околоземную орбиту |
18 510,5 |
14 983,3 |
9 431,7 |
5 695,4 |
При планировании бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта "Инфраструктура доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации подпункта "п" пункта 10 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616 на создание спутниковой группировки для развития высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |