Реализация стратегии развития беспилотной авиации РФ перешла на второй этап
Проект распоряжения правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г., опубликованный на федеральном портале нормативных актов, предполагает план мероприятий по реализации этой стратегии.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, стратегия направлена на технологическое, научное, кадровое и производственное обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, содержащих мероприятия, ориентированные на развитие беспилотной авиации, в том числе посредством некоторых аспектов:
- формирования новых сегментов рынка с приоритетом использования линейки продуктов беспилотных авиационных систем (БАС), материалов, компонентов, комплектующих изделий, программных решений, технологий, услуг отечественного производства;
- обеспечения для гражданских отраслей продуктового и технологического суверенитета в области БАС, беспилотных воздушных судов (БВС), бортовых и наземных систем, в том числе посредством трансфера решений, наработанных организациями оборонно-промышленного комплекса в рамках создания и производства БАС в обеспечение национальной безопасности;
- создания специализированной системы сертификации БАС за счет совершенствования и оптимизации действующих процедур сертификации с учетом риск-ориентированного подхода в зависимости от типа воздушного судна и ожидаемых условий эксплуатации;
- формирования системы обеспечения комплексной безопасности применения, учета и контроля БАС и их ключевых компонентов;
- создания системы непрерывного образования и подготовки кадров и обеспечения квалифицированными кадрами отрасли БАС.
Реализация стратегии происходит в два этапа. Первый этап проходил в 2023-2024 гг. В рамках его проведения реализованы следующие мероприятия:
- создание организационных и административно-правовых механизмов, обеспечивающих установление единых подходов к классификации, учету и дистанционной идентификации БАС и авиационных работ, гарантию государственного спроса на БАС;
- проектирование системы финансовых механизмов, обеспечивающих поддержку всех участников отрасли, включая потребителей БАС, развития наземной инфраструктуры и услуг, разработчиков и изготовителей БАС и комплектующих;
- определение подходов к регулированию применения БАС в части их допуска к эксплуатации, сертификации их эксплуатантов и организаций по техническому обслуживанию, требований по обеспечению авиационной безопасности, требований по подготовке персонала и иных требований, регулирующих применение БАС; установление требований к летной годности БАС;
- внедрение новой эффективной системы стандартизации наборов компетенций для выполнения определенных трудовых функций специалистами в области беспилотной авиации; формирование единого учебно-образовательного процесса подготовки профильных специалистов, включая операторов;
- старт пилотных проектов, соответствующих целям национального проекта "Развитие беспилотных авиационных систем".
"За два с лишним года, прошедших с момента утверждения предыдущей редакции Стратегии, назрели определенные корректировки. Например, потребовались уточнения как в части совокупного производства БАС, так и относительно объемов рынка. У потребителей гражданских беспилотных услуг в России в последние годы в силу отсутствия опыта не всегда было четкое понимание, использование каких именно БПЛА будет для них наиболее выгодно экономически. Это сказывалось на объемах закупок и, соответственно, производства техники. Таким образом, спрос отложен и, возможно, будет откладываться еще какое-то время. Имеющееся положение вещей, конечно, учитывается в новом варианте Стратегии", - отметил генеральный директор ООО "Флай Дрон" Никита Данилов.
Второй этап пройдет в период с 2025 по 2035 гг. Он включает реализацию мер, направленных на стимулирование перехода участников рынка к массовому созданию БАС, а также активизации применения услуг с их использованием.
Цели Стратегии будут достигнуты в результате реализации национального проекта "Развитие беспилотных авиационных систем" и мероприятий федеральных проектов: "Стимулирование спроса на отечественные БАС", "Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих", "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС", "Кадры для БАС" и "Перспективные технологии для БАС".
Никита Данилов обозначил проблемные моменты в реализации второго этапа Стратегии: "В беспилотной отрасли проблемным моментом является импортозамещение. Темпы его не так высоки, как хотелось бы. Но это вопрос технологической независимости страны, а значит властям имеет смысл максимально твердо настаивать на необходимости его решения. Фактическая доля отечественных комплектующих для беспилотников и доля отечественных беспилотников на рынке не должна снижаться относительно заявленной ни под каким видом. К этому надо приложить все усилия. Кроме того, нормативная база в области БАС не должна становиться тормозом для реализации стратегии, что порой происходило из-за раскоординированности действий различных ведомств".