Москва ТЕЛЕКОМ

ТИМ: почему внедрение упирается в

ТИМ: почему внедрение упирается в "человеческий фактор" и законодательный вакуум

Источник: ComNews

Внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ) в России набирает обороты, однако этот процесс сталкивается с системными сложностями. О том, почему сопротивление команды опаснее технических сбоев, как законодательная неразбериха тормозит отрасль и почему бизнес вынужден брать на себя подготовку кадров, рассказал эксперт по информационному моделированию АО "СиСофт Девелопмент", доцент Уфимского университета науки и технологий Виталий Котельников.

Главный барьер – не ПО, а люди

Первое, с чем сталкивается компания, – это необходимость отказа от привычных процессов. ТИМ – не просто смена графики, а новая парадигма управления данными.

Самое серьезное сопротивление оказывают опытные сотрудники. Молодые специалисты осваивают ТИМ быстрее, но их голос еще недостаточно весом, чтобы повлиять на решения руководства. Возникает парадокс: новаторы не имеют достаточного авторитета, а зрелые инженеры не хотят меняться.

Есть и другая крайность – это "продвинутые" компании, которые, внедрив ранее BIM, ошибочно считают его верхом совершенства и напрочь отрицают отечественные ТИМ, действуя по принципу "не читал, но осуждаю".

Для снятия возражений нужна четкая позиция руководства. Процессы автоматизации не остановить. Как в свое время инженеры перешли с кульманов на компьютеры, так сейчас пришло время переходить на управление данными в рамках единой информационной модели.

Пилотный проект и системные сложности

Техническая сторона внедрения зависит от масштаба пилотного проекта и состава команды. Первый опыт, как правило, проходит при поддержке вендора ПО. Самая большая проблема – это пилот, но после него появляется видение всех процессов, подлежащих перенастройке.

Затем наступает более сложный этап, связанный с интероперабельностью – бесшовным взаимодействием моделей как между участниками проекта (горизонталь), так и с государственными информационными системами (вертикаль). На сегодняшний день это очень сложная тема. Попытки отработать данный процесс с помощью XML-схем находятся пока только на начальном этапе.

Законодательный вакуум и "цифровое болото"

Ключевой вызов для отрасли – отсутствие единых правил игры. Формирование законодательной базы все еще находится на начальном этапе. Проектирование в гражданском строительстве, энергетике и нефтехимии производится по разным методологиям и классификаторам.

Ситуацию усугубляет региональная специфика: субъекты РФ пилотируют разные стандарты приемки информационных моделей. Процесс синхронизации продвигается медленно, но к общему знаменателю прийти все равно придется.ормой, которая гарантирует выполнение требований 614-го постановления Правительства.

Отсутствие госстандартов приводит к хаосу на уровне проектов. Каждый крупный заказчик волен устанавливать собственные требования к моделям. Проще всего ТИМ внедрять тем, кто работает с одним крупным клиентом. Если заказчиков много, сотрудникам постоянно приходится перестраиваться.

Хочется предостеречь компании от создания "цифрового болота" – нагромождения разнородного ПО, которое не формирует единую модель. Правильный подход – это работа с платформой, которая гарантирует выполнение требований 614-го постановления Правительства.

Кто и как должен готовить кадры?

Роль бизнеса в подготовке специалистов по ТИМ становится критически важной, поскольку он работает с ними здесь и сейчас.

Проблема в том, что многие вузовские программы были заточены под ПО ушедших вендоров и безнадежно устарели. Учить по методичкам годовалой давности уже неактуально. Поэтому подготовка кадров – это двухсторонний процесс. Стране нужна национально ориентированная наука по информационному моделированию, а не бесчисленные центры компетенций.

Бизнес может и должен формировать учебные программы, вводить факультативы и напрямую влиять на подготовку, чтобы принимать выпускников без дополнительного обучения.

Вывод однозначен: несмотря на все сложности, переход на ТИМ – это прогресс, который не остановить. Компаниям, которые хотят оставаться на рынке, придется пройти через этап трансформации процессов, инвестировать в переобучение сотрудников и активно участвовать в формировании новых отраслевых стандартов.