Москва ТЕЛЕКОМ

Минцифры и Роскомнадзор ограничат иностранные торговые компании

Минцифры и Роскомнадзор ограничат иностранные торговые компании

Источник: ComNews

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработало проект постановления правительства о правилах принятия Роскомнадзором решения применить меры понуждения иностранных лиц к исполнению требований закона о платформенной экономике. Проект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В пояснении к документу говорится, что правила необходимы в связи с возможностью для иностранных компаний осуществлять онлайн-торговлю посредством электронных площадок на территории РФ. Для этого необходимо обеспечить механизм, позволяющий применять в отношении иностранцев специальные меры при несоблюдении требований отечественного законодательства.

Похожая практика в России уже существует. Например, в ст.9 гл.3 Федерального закона №236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" перечислены виды мер понуждения к исполнению требования законодательства:

  1. информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении им законодательства Российской Федерации;
  2. запрет на распространение рекламы иностранного лица и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
  3. запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
  4. ограничение переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица;
  5. запрет на поисковую выдачу;
  6. запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
  7. частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица;
  8. полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.

Меры будут применяться в отношении иностранных компаний, включенных в специальный реестр посреднических цифровых платформ. Туда войдут маркетплейсы, сервисы заказа еды, такси и платформ услуг.

"Не все иностранные компании ценят российского клиента. Но если работаешь на российском рынке и отечественный клиент важен, то, конечно, надо соблюдать закон. Предпринимателю необходимо учитывать изменяющиеся условия", - отметил сооснователь ООО "Цифровая логистика" (versta.io) Виктор Сизов.

"Очевидно, потребитель должен быть одинаково защищен вне зависимости от того, к какой юрисдикции относится платформа. У интернета нет границ: если нам доставляют товар из любой точки мира, значит, должна быть и возможность выражать претензии продавцу, возвращать товар, получать замену. Поэтому логично, что требования закона о платформенной экономике, после его вступления в силу, будут распространяться и на иностранных участников рынка", - рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

"Законом предусмотрено, что при соответствующем размере аудитории зарубежные площадки включаются в реестр цифровых платформ, и для них наступает обязанность по "приземлению" - они должны создать в России представительство. На них распространяются все нормы закона и меры воздействия при нарушениях вплоть до блокировки сайтов. Таким образом, создаются не только равные конкурентные условия для российских и иностранных цифровых платформ, но также обеспечиваются в полной мере права российских потребителей и защита их персональных данных", - добавил Артем Соколов.

Закон о платформенной экономике вступит в силу в октябре 2026 г.