Москва ТЕЛЕКОМ

Повторный прокат – что новый тренд даст  киноиндустрии?

Повторный прокат – что новый тренд даст киноиндустрии?

Источник: ComNews

В киноиндустрии появился новый тренд – повторный прокат наиболее известных блокбастеров. Например, в России 5 ноября снова показали "Гарри Поттера". В американских кинотеатрах также показывают старые трилогии – "Человек-паук", "Сумерки", "Гарри Поттер" и многое другое. С чем связано новое веяние? Повлияет ли оно на доходы кинотеатров, оттянет ли часть зрителей у стриминг-платформ? Разбирался с ComNews эксперт практики "Государственных и социальных инициатив" Рексофт Консалтинг Владимир Лапин.

В этом году в США вышло около 20 заметных с точки зрения кассовых сборов "ре-релизов". Пока их немного – точно меньше 10% от всего количества релизов этого года, но тренд уже явно формируется. В Америке это точно не попытка кинотеатров спасти себя за счет какого-то "нового" формата. Скорее, тренд можно отнести к дани уважения классике: цифровизация и реставрация старых хитов, у которых случаются юбилеи (например, 25 или 50 лет с даты первоначального проката: "Челюсти", "Гордость и предубеждение" и т.п).

Безусловно, есть и исключения. Например, повторный прокат "Аватара 2" и "Гамильтона", которые в этом году добрали к своей кассе еще 4 и 17 млн долларов соответственно. Общая североамериканская касса 19 перевыпущенных в 2025 году проектов, попавших в топ-200 по сборам, составила около 107 млн долларов. Самый крупный из них – третья часть "Звездных войн", которой исполнилось в этом году 20 лет и которая дособрала около 34 млн долларов, а общая касса ее ре-релиза составила 55 млн долларов. Для понимания масштабов успеха этого года – всего за все время существования этот релиз по миру собрал уже более 900 млн долларов.

Американский прокат на данный момент показывает 6,6 млрд долларов сборов в 2025 году, что на 2 млрд меньше, чем в прошлом, но до конца года еще есть несколько месяцев, чтобы нивелировать разницу. Таким образом, пока о смерти западного проката из-за стриминга точно говорить преждевременно.

В России ситуация немного другая. Как и в мире, тренд на ре-релизы в кино вряд ли сможет спасти российские кинотеатры как индустрию, но он стоит того, чтобы к нему присмотреться. Принимая во внимание, что зарубежные блокбастеры сейчас попадают к нам реже, чем раньше, и маркетинга у них заметно меньше, то ре-релизы – это возможность и ниша. Например, уже несколько лет подряд на ней пытается зарабатывать дистрибьютор "Иное кино". В 2025 году (по данным БК) у этой компании вышло в прокат 17 фильмов, 15 из которых были перевыпусками (широта росписи зависит от картины – от 46 до 280 копий). Их общие сборы превысили 100 млн руб. Самым кассовым ре-релизом в этом году стал аниме "Акира", собравший около 21 млн руб., также среди перевыпусков были такие культовые фильмы, как "Терминатор 2: Судный день" (17 млн руб.), "Пролетая над гнездом кукушки" (10 млн руб.), аниме "Призрак в доспехах" (17 млн руб.) и "Бассейн" (10 млн руб.). В среднем же подобные перевыпуски собирают по нескольку (3-5) миллионов рублей, что может быть коммерчески интересно нишевому дистрибьютору, понимающему, как работать с потенциальной аудиторией подобных фильмов (киноманы, гики и пр.). Такой формат может быть хорош для определенных кинотеатров, знающих интересы своего зрителя, и может стать источником значительного дополнительного дохода. Но, как и в случае любого релиза в кинотеатрах (как офлайн, так и онлайн), ключевым моментом успеха является маркетинг и способность площадки и дистрибьютора донести до потенциальной аудитории, что тут можно увидеть нечто интересное (не важно старое или новое). В конечном итоге в сутках всего 24 часа, а за внимание человека сегодня состязаются не только онлайн и обычные кинотеатры, но и другой бизнес, желающий получить внимание зрителя.