Москва ТЕЛЕКОМ

Операторы мобильной связи вплотную занялись установкой биометрических терминалов 

Операторы мобильной связи вплотную занялись установкой биометрических терминалов 

Источник: ComNews

ПАО "МегаФон" запустило второй этап программы по оснащению розницы комплексами для подтверждения личности через Единую биометрическую систему (ЕБС) - в январе 2026 г. планирует поставить комплексы в более чем 800 франчайзинговых салонов, работающих под брендом операторов "МегаФона" и Yota. Во время первого этапа, который начался летом 2025 г., терминалы появились в более тысячи салонов в разных субъектах страны.

Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") сообщила корреспонденту ComNews о планах установить 680 биотерминалов: "Все устройства уже оснащены необходимым программным обеспечением и направлены в салоны связи согласно утвержденной адресной программе. До конца декабря мы завершим установку, а в январе планируем начать эксплуатацию первых 170 терминалов в пилотном режиме".

ООО "Т2 Мобайл" (Т2) запустило пилотный проект по внедрению биометрических решений для идентификации иностранных граждан при продажах SIM-карт в сентябре, а теперь масштабируем его на всю страну. "Т2 оснастила более 400 салонов связи собственными биотерминалами, а к концу первого квартала 2026 г. планирует увеличить их количество до 1000", - рассказала пресс-служба Т2.

Биометрические терминалы необходимы для активации SIM-карт, которые приобретают иностранцы. С начала 2025 г. вступил в силу закон ФЗ-303, ужесточивший правила для иностранцев. Теперь для получения российской SIM-карты им необходимо зарегистрироваться на "Госуслугах", получить СНИЛС, сдать биометрию, а затем либо в "Госуслугах", либо очно в салоне оператора подтвердить личность через специальный терминал. При этом одному человеку разрешено оформлять не более десяти номеров.

В начале декабря 2025 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) внесло на рассмотрение проект приказа, который позволил бы продлить меру по активации SIM-карт иностранцами через "Госуслуги". Однако этот приказ все еще остается на стадии проекта, а значит, требование для операторов обзавестись биометрическими терминалами осталось.

"Запуск проекта по оснащению салонов биотерминалами - это не только упрощение клиентского пути, но и в первую очередь исполнение требований законодательства. Проверка биометрии иностранного гражданина на портале "Госуслуг" - лишь временная схема, которую разрешили на ограниченный отрезок времени для того, чтобы операторы имели время на оснащение своих салонов биотерминалами и для перехода на целевое решение, предусмотренная приказом Минцифры", - объяснила пресс-служба "МегаФона" корреспонденту ComNews.

Представитель пресс-службы "Билайна" также подчеркнул, что сценарий биометрической идентификации через терминалы - это требование законодательства и приоритетный путь, обозначенный регулятором как наиболее надежный. "Временное решение через "Госуслуги" изначально рассматривалось как переходное, на период подготовки инфраструктуры. Мы надеемся, что такой способ будет доступен и далее в параллельном режиме - в частности, на точках без биотерминалов или при технических сбоях оборудования", - добавил он.

"Мы полностью готовы к переходу на целевое решение в строгом соответствии с действующим законодательством. Для наших клиентов - иностранных граждан - существенно упрощается процесс активации SIM-карт. Теперь от покупателя не требуется никаких дополнительных действий: нужно просто посмотреть в биотерминал при активации. Не возникает сложностей языкового барьера, а также ускоряется сам процесс заключения договора. По временной схеме заключение договора может занимать до получаса, а с использованием биотерминала - чуть более пяти минут", - сообщил директор департамента по развитию "МегаФона" Игорь Глебов.

По данным ООО "Центр биометрических технологий" (оператор Единой биометрической системы), несмотря на то, что биометрию используют для разных целей - оплаты покупок и проезда в метро - иностранные граждане в подавляющем большинстве случаев пользуются биометрией именно для оформления SIM-карт. По словам представителя пресс-службы, биоэквайрингом - оплатой с помощью биометрии - в подавляющем большинстве случае пользуются именно россияне, и доля пользователей сервиса с иностранным гражданством - не растет.

Как отметил генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов, процесс регистрации биометрии для получения SIM-карты проходят те иностранцы, кто приезжают в Россию на несколько месяцев - в основном это трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, проходят процесс регистрации.

"Это затраты времени и денег, но приходится проходить через это, чтобы легально оставаться на связи. Туристы при этом пользуются услугами роуминга, либо подключаются через Wi-Fi", - заключил он.

https://www.comnews.ru/content/242203/2025-11-07/2025-w45/1007/deputaty-predlozhili-zapretit-inostrancam-priobretat-bolee-dvukh-rossiyskikh-sim-kart