
Идентификация в баллистической экспертизе
Расследование большей части преступлений, совершаемых с применением стрелкового огнестрельного оружия, невозможно без использования специальных знаний в сфере исследования оружия и следов его применения.
Назначение и производство судебно-баллистической экспертизы обусловлено необходимостью получения правоохранительными органами доказательственной информации об использованном в ходе совершения преступления огнестрельном оружии, боеприпасах и ряде других обстоятельств. В частности, сведения идентификационного характера, такие как, использовался ли патрон, гильза которого представлена на исследование, для выстрела из изъятого с места происшествия оружия.
Идентификация - это процесс установления тождественности объекта с самим собой в разные периоды времени или в разных его состояниях, используя для этих целей оставленные им отражения (следы).
К идентифицирующим относятся объекты, с помощью которых устанавливается тождество идентифицируемого. Например, установление конкретного экземпляра оружия по следам на пулях, изъятых с места происшествия. Здесь идентифицируемым объектом является канал ствола оружия, а идентифицирующим – пуля, со следами канала ствола. Ствол оружия, обладающий более высокой твердостью, при взаимодействии с поверхностью пули, имеющей меньшую твердость, образует на ней следы, по которым в дальнейшем и осуществляется их идентификация.
Рассмотрим механизм образования следов нарезного ствола на пулях. Следы канала ствола на выстреленной пуле относятся к разряду динамических, образующихся в результате врезания пули в поля нарезов и последующего ее поступательно-вращательного движения по направляющей части канала ствола. В процессе движения пули на ее ведущей поверхности от выступающих полей нарезов образуются следы в виде полосовидных углублений и поверхностные следы скольжения дна нарезов. Все эти следы являются динамическими оттисками. Следы оружия на гильзах, в отличие от следов на пулях, носят в основном статический характер, но несмотря на это, не менее информативны.
Большое значение при сравнительном исследовании имеет схожесть объектов сравнения. При получении экспериментальных образцов для сравнительного исследования (пуль и гильз со следами оружия) желательно подбирать патрон того же завода изготовителя и конструктивно схожий с патроном, пули и гильзы которого обнаружены при осмотре места происшествия. Например, если при осмотре места происшествия найдена безоболочечная пуля или гильза патрона с усиленным зарядом, то и для экспериментального отстрела целесообразно использовать аналогичный патрон. Для этих целей в экспертно-криминалистических центрах системы МВД России созданы криминалистические коллекции не только оружия, но и патронов.
Сравнения следов на пулях и гильзах, изъятых с мест происшествий со следами на пулях и гильзах, полученных в ходе экспериментального отстрела, происходит способом сопоставления или совмещения с использованием сравнительного микроскопа.
С целью раскрытия преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, в системе МВД РФ созданы пулегильзотеки. Пулегильзотеки пуль и гильз с мест нераскрытых преступлений организованы по федеральным округам, а в ЭКЦ МВД России организована федеральная пулегильзотека. Также на базе экспертно-криминалистических центров субъектов Российской Федерации организованы пулегильзотеки, в которые помещаются контрольные пули и гильзы гражданского и служебного оружия с нарезным стволом, находящиеся в собственности у граждан и организаций. В настоящее время в экспертно-криминалистических центрах широко используются и автоматизированные баллистические идентификационные системы – АБИС. Применение АБИС позволяет создавать электронные пулегильзотеки, объёмом в десятки и сотни тысяч объектов, и перевести на качественно новый уровень выполнения идентификационных экспертиз выстреленных пуль и стреляных гильз при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Создаваемые АБИС электронные базы данных и современный уровень развития коммуникационных сетей открывают возможности для организации удалённого доступа к базам данных и межрегионального обмена информацией по огнестрельному оружию.
Зачастую преступники пытаются скрыть следы преступления и в случаях совершения ими преступлений с использованием огнестрельного оружия тоже. Чаще всего они пытаются видоизменить (уничтожить) поверхности, которые оставляют следы на пулях и гильзах, но несмотря на все их усилия, экспертам удается идентифицировать оружие по другим следам. Так и произошло при производстве одной из экспертиз.
Экспертиза была назначена по оружию, используемому преступниками при совершении нескольких разбойных нападений и убийства. При осмотре места происшествия по факту разбойного нападения на магазин были изъяты 2 гильзы охотничьих патронов 12 калибра. Позже установлено лицо, возможно причастное к совершению данных преступлений, а при обыске по месту его жительства изъято охотничье двуствольное ружье МР-43Е. Данное ружье и ранее изъятые гильзы были направлены на проведение идентификационной баллистической экспертизы. Перед экспертом был поставлен вопрос: «Не стреляны ли изъятые гильзы из данного ружья?».
При сравнительном исследовании гильз, изъятых по факту разбойного нападения, были установлены совпадения по общим признакам - по наличию, форме, размерам, расположению и взаиморасположению следов бойка ударника, щитка колодки и экстрактора с гильзами экспериментального отстрела изъятого ружья МР-43Е, а также было установлено совпадение по микрорельефу стенок следа бойка ударника и в следах щитка колодки и экстрактора, однако, было выявлено различие в микрорельефе дна следа бойка.
Изучением поверхностей бойков в представленном ружье МР-43Е установлено, что на них имеются следы, свидетельствующие о том, что поверхность бойков ударников в представленном ружье подвергалась воздействию металлообрабатывающим инструментом с целью уничтожить следы. Однако боковые поверхности ударника, а также щитка колодки, экстрактора не имели следов постороннего воздействия. В результате по сохранившимся следам удалось однозначно установить, что именно изъятое ружье использовалось преступниками при совершении преступлений.
Экспертами ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области за первый квартал 2025 года было выполнено 29 идентификационных баллистических экспертиз по результатам, которых было установлено конкретное оружие, используемое при совершении преступления. В среднем за год экспертами нашего центра производятся более 100 аналогичных экспертиз.