Девелопер Павел Тапашиди: «Бюрократия в Воронежской области бьет все рекорды»
Воронеж. 09.04.2024. ABIREG.RU – Интервью – На прошлой неделе в правительстве Воронежской области заявили о планах по оказанию содействия компании «Лимон плюс». Девелопер реализует проект строительства нового жилого микрорайона на территории села Ендовище Семилукского района. Корреспондент «Абирега» побеседовал с инвестором проекта Павлом Тапашиди о будущем Семилукского района, о прогнозном количестве жителей нового микрорайона и о старте политической карьеры.
Что нам стоит поселок на 100 тыс. человек построить?
– Павел Алексеевич, почему вы решили реализовывать такой масштабный проект в Воронежской области и именно в Семилукском районе?
– Я занимаюсь стройкой в Белгородской области с 2014 года, а с 2016-го присматриваюсь к Воронежской области. Она ближе к Москве, и мне сюда намного удобнее добираться. К тому же Белгород – он слишком маленький, и там перспективы слабоватые. Мы поездили по Воронежской области, пообщались с главами районов. И бывшая глава Семилукского района (Ирина Кокорева – прим. ред.) – она молодец, пригласила нас, показала несколько интересных земельных участков. Они мне понравились, и я выкупил их на официальных торгах. Потом еще докупил землю у физлиц. Сейчас у меня в Ендовище участок в 300 га, и это не предел – я планирую еще приобретать землю для своего проекта.
– Это приличный по размерам земельный участок. Что вы планируете на нем построить?
– Мы будем возводить трехэтажные многоквартирные жилые дома с большими панорамными окнами, просторными террасами в каждой квартире, с парковочным местом и собственным земельным участком площадью примерно 90 кв. м. Коттеджи тоже планируются, но основной упор будем делать именно на многоквартирное жилье. Обратите внимание – многоквартирные дома максимум с тремя этажами, не больше. А еще мы построим 30 тыс. кв. м коммерческих площадей. Магазины, рестораны, тренажерные залы, бассейны, спа-центры, бутики. Мы сразу создадим инфраструктуру, чтобы жителям не нужно было никуда ездить, чтобы всё было рядом для комфортной жизни. Появится много новых рабочих мест – большое количество людей будет задействовано в повседневной жизни жилого комплекса. И только представьте, сколько откроется возможностей для малого и среднего бизнеса.
– Сколько же всего людей будет жить в этом поселке?
– Сейчас по концепции мы предполагаем возвести 20 тыс. квартир, а если всё будет хорошо – то сможем увеличить и до 30 тыс. Получается примерно 100 тыс. жителей. Мы сможем значительно разгрузить Воронеж – эти 100 тыс. человек уедут из города к нам. Это такой современный тренд – люди, которые смогли заработать и чего-то в жизни добиться, кто хочет комфорта и спокойствия, они переезжают за город. Посмотрите, например, на Москву – там уже массово строят за МКАД жилые поселки такого формата.
Социалка, инвестиции и семилукские стройматериалы
– А что у вас в планах по социальной инфраструктуре?
– Мы за собственные средства построим школу и детский сад. И договорились с губернатором Александром Гусевым, что вторая школа с детским садом будут возведены за счет областного бюджета. Обязательно построим полноценные очистные сооружения – чтобы канализационные стоки очищать прямо на месте, не отправлять в Воронеж. То же самое по питьевой воде – водозаборные сооружения установим здесь, в районе, сделаем современные системы водоподготовки. Есть предварительные договоренности с администрацией Семилукского района о паритетном финансировании этих работ – 50 на 50.
– Вы запланировали огромный объем работ. Где собираетесь закупать для этого строительные материалы?
– Почти всё, что нужно будет для стройки, производится в Воронежской области. В Семилукском районе я выкупил отдельно 5 га земли и построил завод ЖБИ по изготовлению чернового и облицовочного кирпича. Там установлены очень мощные машины – я могу производить в день до 4 тыс. блоков и до 10 тыс. кирпичей – и это только при работе в одну смену. То есть при необходимости я смогу увеличить производство вдвое. Изготавливаем также бордюры, тротуарную плитку. Всего на заводе по штату 100 рабочих мест – там работают жители Семилукского района. Как только получим все необходимые разрешения – производство сразу запустим в полном объеме. И этих мощностей будет достаточно, чтобы реализовать наш проект в Ендовище.
– В какую сумму вы оцениваете общий объем инвестиций в проект? И планируете ли использовать кредитное финансирование?
– Я предполагаю, что всего инвестиции составят несколько миллиардов рублей. Это полностью мои деньги, кредитное финансирование мне не требуется. Деньги на проект у меня есть, и будь у меня на руках все разрешения – я начал бы стройку хоть сегодня. Так что осталось «добить» бумажную волокиту. Вообще, для меня поразительно, что бюрократия в Воронежской области намного сильнее, чем в Белгородской, по ощущениям она бьет все рекорды. Я думал, что в Воронеже будет попроще.
Областная архитектура и Семилукская администрация – у кого полномочий больше?
– А с чем именно пришлось столкнуться, с какими сложностями?
– У меня были договоренности с администрацией Семилукского района. Два года Геннадий Швырков (глава администрации Семилукского района – прим. ред.) кормил обещаниями, что подготовит и выдаст всю необходимую для стройки документацию, чтобы мы могли приступить к нормальной работе. Однако за это время он палец о палец не ударил. И при этом постоянно просил меня помочь финансово: то для детского лагеря, то для выборов, то для работы со СМИ. Я помогал и, безусловно, готов и сейчас, и в будущем помогать, особенно когда речь идет о благих делах. Но отношение ко мне, как к бездонному «кошельку», извините, не потерплю. Ведь я не для себя прошу ответной реакции чиновников. Я вкладываюсь в развитие района, в лучшие условия для жизни местных жителей, до которых главе должно быть дело.
На данный момент в Ендовище я имею право строить только коттеджи, а многоквартирные дома не могу, потому что у администрации Семилукского района нет необходимых полномочий. Так что теперь, спустя два года, когда я понял, что ждать поддержки от Швыркова и его подчиненных нет смысла, я вышел на уровень правительства Воронежской области.
– С кем в областном правительстве вы сейчас взаимодействуете?
– У нас сейчас налажен хороший контакт с заместителем губернатора Константином Кузнецовым, с министром Артуром Кулешовым. На совещании на прошлой неделе мы обсудили все ключевые моменты проекта, определили необходимые мероприятия. Есть четкое понимание того, что каждая из сторон сейчас должна сделать. Но удивительно, конечно, что не получается решить текущие вопросы через районную администрацию. Приходится или обращаться в прокуратуру, или в суд, или вот так выходить на чиновников областного правительства. И в Белгороде было то же самое. Были постоянные препоны с главами районных администраций. Их за время строительства поменялось восемь человек. Только через губернатора получилось что-то решить. О каких сроках реализации проекта в таком случае может идти речь?
Безразличие чиновников и что с этим делать
– Получается, в своих предыдущих строительных проектах вы также сталкивались с серьезным противодействием?
– Я более 10 лет занимаюсь стройкой в Московской области, в Белгородской. И могу точно сказать – местные чиновники никогда и ни в чем нам принципиально не помогли. Они могут только ставить палки в колеса и максимально бюрократизировать все процессы. Говорю, как есть, открыто, потому что в Белгородской обрасти за все 4 года, пока я реализовывал проект, после моих обращений к силовикам было арестовано 13 человек, это высокопоставленные чиновники, которые мешали работать, мешали строить, не давали развиваться. То же самое я ожидаю и в Воронежской области. Я ожидаю давление большой бюрократической машины, которая умеет только мешать. И если в какой-то момент на местном уровне не получится что-то сделать – будем подключать столичные ресурсы, будем решать через Москву вопрос.
– Почему же такие сложности с местной районной администрацией?
– Как я уже сказал – у них нет никаких полномочий. Глава района не может даже поменять целевое назначение земли. Он полностью зависит от областной архитектуры, а в архитектуре области всё настолько неправильно – там невозможно ни до кого достучаться. И когда начинается межведомственное согласование – это превращается в одну большую проблему. Элементарный вопрос, который можно решить за один день, решается месяцами. Мы ПЗЗ меняли почти год, хотя это вопрос нескольких месяцев, если бы это можно было делать на уровне района. И конечно, неправильно, когда один единственный орган – областная архитектура – занимается сразу всеми районами. В архитектуре в штате четыре или пять человек, а объем работы такой, который должны делать 100 человек. Тут нужно или увеличивать число исполнителей, или отдавать полномочия администрации района.
– Из ваших слов становится понятно, что бюрократия – это главное препятствие.
– Я с чиновниками работаю давно и понимаю, что это такое. Сейчас чиновник сидит на месте, а через полгода на его месте появляется другой, еще через полгода – третий, чиновники меняются так часто, что им становится всё равно. Они приходят на работу и делают какие-то свои дела. Я еще ни разу не видел чиновника, который был бы заинтересован в развитии своего района и помогал. Сколько я уже строю – а кругом одна бюрократия. И ведь если посмотреть внимательно – у чиновников ответственности нет – им просто плевать на инвесторов.
Взять того же Швыркова – я самый крупный инвестор, который зашел к нему в район. Чем он мне помог? Ему вообще всё равно, что есть такой инвестор с масштабным проектом, он занимается своими делами, своими интригами и о развитии района в целом не задумывается. А ведь перспективы у Семилукского района огромные, бешеные перспективы просто! Семилукский район может выйти в лидеры Воронежской области, а может и в лидеры ЦФО. Но при одном но – нужен другой глава района. Этот слишком слабый, и толку от него не будет.
Почему бизнес идет в политику и при чем тут «Россети»?
– С такими рассуждениями вам самому нужно становиться политиком. Не думали об этом?
– Я и собираюсь идти в политику, потому что по-другому с бюрократией бороться невозможно. Нужно помочь бизнесу победить этот порочный круг. Бизнесмены понимают, как можно исправить ситуацию, как это решить. Поэтому я собираюсь баллотироваться в депутаты – как минимум Воронежской областной думы, тем более что выборы состоятся уже в следующем году. Нужно убирать все препятствия, которые мешают развитию Семилукского района, да и области в целом.
Нужно, например, разобраться с филиалами «Россетей» и их расценками на технологическое присоединение к электросетям. Потому что это форменное издевательство, когда стоимость подключения в три раза больше прибыли девелопера от строительства жилья. Точно такая же ситуация была у нас в Белгороде, когда в местном филиале «Россетей» появился новый руководитель – и ценник стал баснословным. Вот и в Воронежской области в руководстве сетевой организации действует такой же вредитель. И я сделаю всё, чтобы он был наказан: либо уволен, либо отправлен под суд.
– Часто можно услышать такое мнение, что инфраструктура района не готова к появлению такого крупного объекта, где будет жить большое количество людей. Как вы считаете?
– Я как раз уверен, что такой масштабный проект должен стать драйвером развития для Семилукского района. Мы готовы участвовать в расширении подъездной дороги, в реконструкции существующего моста через Дон, в строительстве нового моста. Главное – чтобы произошли изменения в сознании чиновников. Ведь вы посмотрите, что, например, происходит: есть в Воронеже улица 9 Января – стратегическая транспортная артерия, и при этом очень интересная в градостроительном плане. По ней, собственно, приезжают в город люди из Семилукского района. И однажды встанет вопрос ее расширения – а расширять будет уже некуда. Потому что мэрия Воронежа бездумно выдает разрешения на строительство огромных многоэтажек прямо вплотную к дороге. Это огромная проблема, и очень жаль, что на нее не обращает внимания губернатор.
И таких вопросов на самом деле множество. Я своим проектом в Ендовище «подсвечиваю» эти проблемы, обнажаю их перед чиновниками – чтобы можно было это всё решить заранее. Мой проект я бы назвал моментом вдохновения для Семилукского района. И я уверен, что через несколько лет Семилуки по комфорту и качеству жизни будут сравнивать с подмосковным Одинцово. Первый, но такой очень важный шаг в этом направлении уже сделан. И я призываю всех жителей Семилукского района принимать больше участия в развитии их малой родины, объединиться и помогать друг другу.