
РЖД возвращается к идее trade-in для грузовых вагонов: что известно о новой инициативе
Российские железные дороги (РЖД) вновь предложили запустить программу trade-in для обновления парка грузовых вагонов, чтобы сократить долю невостребованного подвижного состава на сети. Об этом сообщил заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции управления движением РЖД Михаил Глазков на заседании экспертного клуба 17 апреля.
Механизм trade-in предполагает предоставление скидки на покупку нового инновационного полувагона – от 350 тыс. до 500 тыс. рублей – если оператор списывает два обычных полувагона за 4-5 лет до окончания их срока службы. Предполагается, что государство будет субсидировать вагоностроительные предприятия за выпуск востребованных рынком инновационных вагонов с повышенной нагрузкой (25 тонн на ось) взамен списанных устаревших моделей. Инициатива уже обсуждается и рассматривается в Минпромторге.
По данным РЖД, на 1 апреля парк грузовых вагонов достиг почти 1,4 млн единиц. В 2025 году поступление новых вагонов (17,2 тыс.) почти вдвое превышает выбытие старых (7,1 тыс.), что приводит к профициту, особенно по полувагонам и цистернам. При этом по востребованным платформам наблюдается сокращение парка. Избыточный подвижной состав на апрель оценивается в 295 тыс. вагонов, что негативно влияет на финансовые показатели перевозок из-за роста доли порожних вагонов и снижения загрузки.
Внедрение trade-in может помочь:
- ускорить обновление парка и вывести из эксплуатации старые вагоны;
- поддержать загрузку вагоностроительных предприятий;
- сократить избыточный парк и повысить эффективность перевозок.
Однако эксперты отмечают, что выгода для операторов будет зависеть от экономических расчетов: субсидия составляет менее 10% стоимости нового вагона, а списывать придется вагоны, которые могли бы работать еще несколько лет. Кроме того, основными бенефициарами схемы станут крупные операторы с большим количеством старых вагонов.
РЖД не впервые поднимает вопрос trade-in: аналогичные инициативы обсуждались в 2015 и 2020 годах, но тогда не нашли поддержки правительства. В прежних вариантах предлагалось предоставлять скидку 1,5 млн рублей за сдачу трех старых вагонов. Тогда же обсуждалась возможность введения утилизационного сбора на вагоны.
В отрасли инициативу в целом поддерживают, отмечая, что ускоренное списание старых вагонов и их замена инновационными моделями повысит производительность перевозок и снизит издержки на обслуживание инфраструктуры. Вместе с тем эксперты подчеркивают, что схема должна быть добровольной и гибкой, чтобы избежать риска дефицита и роста ставок из-за массового выбытия вагонов.
Минпромторг продолжает обсуждение с участниками рынка, а РЖД параллельно ведет переговоры с Минэнерго о переводе перевозок угля на инновационный подвижной состав, где их доля уже составляет 74% на Восточном полигоне.
Возвращение к идее trade-in отражает попытку РЖД и государства сбалансировать интересы вагоностроителей, операторов и грузоотправителей, оптимизировать парк и поддержать промышленность в условиях профицита вагонов и снижения грузооборота. Окончательные параметры программы и ее востребованность будут зависеть от экономических условий и итоговых решений регуляторов.