
Дефицит кадров или стабильность? Как СИБУР привлекает и удерживает сотрудников
В последние годы эксперты в один голос называют дефицит кадров главной проблемой на рынке труда в России. По итогам 2023 года аналитики РАН оценили дефицит кадров в стране в 4,8 млн человек. Нехватку персонала в том числе ощущает и крупный бизнес. Параллельно с этим растет уровень конкуренции за сотрудников. «Абирег» выяснил, как обстоят дела у воронежского предприятия СИБУРа («Воронежсинтезкаучук») и грозит ли текучка кадров крупному игроку рынка нефтехима с почти вековой историей.
Как привлекать молодежь и удерживать кадры
«Воронежсинтезкаучук» — производитель синтетических каучуков и СБС-полимеров (термоэластопластов). Входит в состав СИБУРа, ведущей интегрированной нефтехимической компании в России. Каучуки, выпускаемые на предприятии, применяются в производстве резин для автомобильных, авиационных и велосипедных шин и резинотехнических изделий. СБС-полимеры используются для повышения качества дорожного покрытия, кровель. Синтетический каучук и термоэластопласт применяются в разных отраслях – от тяжелой промышленности до бытовой сферы.
За последние десять лет на модернизацию и развитие производства было направлено более 20 млрд рублей. В 2024 году «Воронежсинтезкаучук» стал лидером ЭКГ-рейтинга (Экология. Кадры. Государство) в Воронежской области и получил официальный статус социально ответственного предприятия. В числе ключевых фокусов компании – обеспечение технологического суверенитета и конкурентоспособности за счет реализации прогрессивных технических решений.
В компании рассказали «Абирегу», что среди HR-задач выделяют следующие: кадровая устойчивость в связке с бизнес-вызовами, благополучие сотрудников, сохранение и повышение уровня профессиональных компетенций и привлечение молодых специалистов. Работа в этом направлении ведется с помощью различных инструментов, и направлена она на разную аудиторию, в том числе на самую юную. Так, в мае в Воронеже открылось новое образовательно-просветительское пространство СИБУРа «Дом Полимеров». Миссия проекта – познакомить широкую аудиторию с достижениями, производством и технологиями нефтегазохимической отрасли, а также сформировать интерес к изучению химии среди молодежи. Стержень выставки – образовательная программа «Учебный день», ориентированная на школьников.
«Это уникальное образовательное пространство, которое – мы в это верим – позволит влюбить в химию детей разных возрастов. Химия – великая наука, за которой стоит будущее. «Воронежсинтезкаучук» как самое опытное предприятие СИБУРа славится своими химиками, продукцией, новаторскими проектами. И нам важно, чтобы подрастающее поколение видело перспективы, которые открывает химия для людей», – сказал генеральный директор воронежского предприятия СИБУРа («Воронежсинтезкаучук») Вячеслав Золототрубов.
До этого СИБУР подписал соглашение о стратегическом партнерстве с Воронежским государственным университетом инженерных технологий. В вузе открыли обновленную бренд-зону компании, где молодые люди могут не только отдыхать и общаться в свободное от занятий время, но и больше узнавать о химической отрасли и перспективах работы в нефтехимической компании.
«Стабильность и корпоративные “плюшки“»
Получается, что компания активно работает на будущее. Но как же дела с сотрудниками обстоят в настоящем? На сегодняшний день на платформах онлайн-рекрутинга находится порядка 70 объявлений о поисках сотрудников для СИБУРА в Юго-Центральном округе. В списке – инженеры, научные сотрудники, программисты, слесари, операторы технологических установок и другие. Ранее министр труда и занятости населения региона Майя Мандрыкина заявляла, что порядка 60% заявленных сегодня вакансий в целом по области предлагаются воронежцам рабочих профессий.
Какие же отзывы о работе конкретно в «Воронежсинтезкаучуке» оставляют действующие и прошлые сотрудники? Вот некоторые примеры: «Стабильность и корпоративные «плюшки»: ДМС, льготы на питание, спортивные секции, корпоративный психолог, отдых в СИБУР Юге выезды на природу, корпоративная библиотека, льготы от профсоюза»; «Условия оплаты труда официальные и прозрачные, да еще и растет каждый год. Работодатель обеспечивает всем необходимым средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Много учебных программ для самообучения, есть и корпоративный центр обучения».
Карьерный рост отмечают многие пользователи. Ранее в интервью «Абирегу» директор по управлению персоналом Александра Никифорова рассказала об основных карьерных треках в компании:
«Предприятие нацелено на то, чтобы управленческие позиции занимали внутренние сотрудники. Не только потому, что каучуковый сектор достаточно узкий и те компетенции, которые набирают сотрудники в процессе деятельности, оказываются неоценимыми, но и потому, что компания вкладывает много сил в развитие лидерских качеств. Молодые специалисты также являются нашей целевой аудиторией. Студенты приходят к нам на втором-третьем курсе бакалавриата, магистратуры – и движутся по карьерной лестнице. Есть множество примеров, когда в 25-27 лет они уже занимают должности начальников смен, [являются экспертами] в отделах различной специфики».
Кроме того, сотрудникам «Воронежсинтезкаучука» дают возможность пробовать себя во всей географии СИБУРа в разных регионах. Например, есть возможность стать частью команды одного из крупнейших в мире Амурского газохимического комплекса. Это своеобразная стройка века, огромный комбинат, который совсем скоро начнет выпускать первые тонны продукции.
Однако в отзывах на работу в компании в Сети отмечают и проблемные зоны, в числе которых – необходимость в росте численности сотрудников, так как работы много, а людей не всегда хватает. Среди других минусов выделяют ночные смены, , впрочем, такова специфика работы на любом промышленном предприятии. Некоторые пользователи отметили, что в компании неидеально развита коммуникация между подразделениями. При этом в СИБУРе говорят, что ежегодно сотрудники проходят большое исследование по вовлеченности, где дают анонимную оценку своей удовлетворенности компанией. Возможность сотрудников давать обратную связь работодателю – один из способов «работы над ошибками» и хорошо, когда такой диалог становится отправной точкой для дальнейшего роста компании.