Воронеж ГОРОД

Вячеслав Дубынин: «Если мозг выбирает программу лени, человеку уже не до великих свершений»

Вячеслав Дубынин: «Если мозг выбирает программу лени, человеку уже не до великих свершений»

Источник: tv-gubernia.ru
Лекция учёного-нейрофизиолога открывала прошедший 25-26 мая в Воронеже форум Столля не случайно. Путь лидера, достижение вершин в любой области – история всегда уникальная. Но вместе с тем в ней есть и общая логика, основанная на деятельности нашей нервной системы. О том, какими качествами обладают лидеры и можно ли эти качества в себе воспитать, что такое «справедливость» с точки зрения мозга и как на способности к лидерству влияют знаки зодиака, рассказал в своей лекции профессор МГУ, нейробиолог Вячеслав Дубынин. Как мозг формирует наши потребности? В мозге есть различные программы, которые вставлены эволюцией в нашу нервную систему. За миллионы лет мозг настроился на то, чтобы искать еду, обеспечивать безопасность, размножаться, узнавать новое. Мы так устроены, что буквально обязаны пытаться удовлетворить эти программы, и если получилось, испытываем положительные эмоции. Лидерство – одна из таких программ. Положительные эмоции с точки зрения мозга – это сигнал, который из глубинных структур серого вещества поднимается в кору больших полушарий. И кора запоминает: вот что надо делать, чтобы было хорошо. Если дело не вышло – сигнал также поднимается в кору, и кора в дальнейшем тормозит неудачные программы. В итоге мы адаптируем своё поведение под текущие условия, и получается, что потребности и эмоции заставляют нас действовать и благодаря им мозг учится. Все эти программы сосуществуют в нашем мозге, более того, они конкурируют. Если мозг выбирает программу экономии сил или, в просторечии, лени, человеку уже не до великих свершений. Заложена ли способность к лидерству генетически? С одной стороны, быть лидером – генетическая установка мозга, с другой – очень важен момент воспитания, приобретения индивидуального опыта. Те истории, которые происходят с нами по ходу жизни, меняют наши врождённые установки, приспосабливают нашу личность под текущие условия, чтобы мы были счастливыми, то есть испытывали положительные эмоции. Если жизнь загоняет в ситуацию, где вы должны брать на себя ответственность и вести за собой других, и это получается, то вы копите личный опыт. Мозг понимает, что такое поведение стабильно приносит положительные эмоции, и начинает чаще выбирать эту программу. Вы чаще этим занимаетесь, и стиль поведения начинает меняться. Какими качествами должен обладать лидер? Потребность в лидерстве возникает, когда животные начинают жить в стае. При этом возникает проблема распределения ресурсов, которая порождает конкуренцию и выстраивает иерархию. Бывают разные варианты сообществ в зависимости от того, кто становится лидером – по праву рождения, как у пчёл, или, скажем, благодаря грубой силе. А вот в сложной обезьяньей стае удержаться на вершине лишь благодаря агрессии невозможно. Три-четыре молодых самца, объединившись, свергнут самого сильного и агрессивного вожака. Когда иерархические отношения держатся исключительно на агрессии, это стресс для всех, в том числе и для тех, кто наверху. Поэтому необходимо не только командовать и пинать, но и заботиться о подчинённых. В стае должен возникать некий общий дух, взаимная настройка на подражание. Это формируется в ходе эволюции. Поэтому настоящие лидерские качества должны включать командный стиль – порой пнуть ленивого подчинённого просто необходимо. Но вместе с тем должна присутствовать эмпатия, командный дух, общие цели. Именно это позволяет сообществу функционировать наиболее эффективно. Как воспитать лидера? Любимый объект учёных для изучения лидерства – крысы. Они не маленькие человечки, но близки нам по работе мозга. Если посадить 10 самцов крыс в не очень большую клетку, между ними начнутся драки. За пару дней установится иерархия, и от агрессивного взаимодействия крысы переходят к сравнительно мирным отношениям. Среди них появляется главный, который первым подходит к кормушке и поилке. Но можно посадить такого же самца крысы на неделю одного в клетку. За это время крыса привыкает считать клетку своей собственностью. Затем туда подсаживаем другого самца, более хилого, и хозяин клетки его бьёт. Каждый день мы подсаживаем хозяину клетки других самцов, постепенно увеличивая их размеры. И вот он уже бьёт равного по силам и даже более мощного, потому что чувствует – я вправе. Он учится быть лидером. И если его затем бросить в клетку, где уже есть 10 крыс, то благодаря своему опыту лидерства он там станет главным. Что такое «справедливость» с точки зрения мозга? Программа лидерства в мозге включает три пункта. Во-первых, стремление стать главным. Во-вторых, поиск вожака, за которым неплохо пойти в светлое будущее. Но есть и третий— если мы с кем-то находимся на одном уровне, то ревниво смотрим, не получил ли он больше. Это, по сути, программа справедливости. Или зависти, смотря как трактовать. Понятие о справедливости есть и в обезьяньем сообществе. Бельгийский учёный Франц де Вааль доказал это экспериментом на обезьянах-капуцинах. Двух самцов обучили брать жетон и опускать в ящик – за это полагалось немного еды. Первый самец опускает жетон, получает огурец и начинает его есть. Второму, в соседней клетке, за жетон достаётся виноградина. Первый самец неприятно удивлён, ведь виноградина вкуснее. Когда же он снова получает за жетон огурец, а сосед – виноградину, огурец летит в исследователя. Есть ли взаимосвязь знаков зодиака и лидерства? Наш мозг везде ищет логику и связь между явлениями. Во многом из-за этого появляются религии и возникают суеверия. К сожалению, строгий статистический анализ никакой связи между знаками зодиака и способностью к лидерству не показывает. Но если вы живёте под знаком Льва и думаете: « Я Лев, активный и агрессивный, я лидер!» – это сработает. Такая самонастройка поможет, хотя звёзды здесь ни при чём. Это работа вашего мозга. ДОСЬЕ «TV ГУБЕРНИИ» Вячеслав Дубынин – доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. Ломоносова, специалист в области физиологии, нейробиологии и психофармакологии. Опубликовал свыше 100 научных работ, а также активно занимается популяризацией науки.