Воронеж ГОРОД

Высоцкий был народным героем, как Жуков и Гагарин

Высоцкий был народным героем, как Жуков и Гагарин

Источник: tv-gubernia.ru
Фотографии, книги, пластинки, поздравления от почитателей таланта… Наконец, личные вещи Владимира Семёновича – джемпер, водолазка, магнитофон «Воронеж», театральный реквизит к спектаклю «Павшие и живые» – всё это можно увидеть на выставке «Колея эта только моя…» (12+). Удивительно бережная по отношению к памяти поэта и актёра экспозиция – совместный проект Воронежского областного литературного музея им. И. С. Никитина и Государственного музея Владимира Высоцкого. «Пробить стену» смог только после смерти К удовольствию воронежских знатоков и поклонников творчества Владимира Семёновича, открывать выставку в пятницу, 2 июня, приехал его сын и директор музея Никита Высоцкий. Его заместитель Людмила Лапунова пояснила, что выбор Воронежа в качестве места для проведения юбилейной выставки не случаен. В 2009 году в нашем городе был открыт памятник Владимиру Высоцкому. Здесь много тех, кто лично знаком с легендарным поэтом, увлечён изучением его творческого наследия. Директор Литературного музея Светлана Деркачёва отметила, что среди поклонников Высоцкого – представители разных возрастов и сфер деятельности, и теперь у них есть возможность увидеть личные вещи поэта, получить эмоциональный контакт с его рукописями. В день открытия экспозиции в музее звучал голос актёра – на советский проигрыватель ставили пластинки с его песнями, и будто сам Владимир Семёнович рассказывал о себе. Продолжением праздника стала творческая встреча с Никитой Высоцким. Со сцены Дома актёра он читал малоизвестные стихи отца, его монологи. Никита Владимирович подчеркнул, что талант и искренность Высоцкого-старшего продолжают будоражить сердца. – Людям по-прежнему необходимы его песни, киноперсонажи, театральные роли, – отметил Никита Высоцкий. – Особенно в наше сложное время, обнажившее много проблем и тревог. И здесь на помощь приходит поэтическое слово, сам образ отца. Многие находят в его текстах некую опору, обнаруживают созвучие своим мыслям и чувствам. После смерти Владимира Семёновича с ним произошли вещи, которые случаются только в биографиях живых людей. Например, в 1982 году был издан первый сборник его стихотворений «Нерв» (при жизни Высоцкого принципиально не издавали). – В Театре на Таганке актёры, поэты отмечали это событие, – вспомнил Никита Высоцкий. – Андрей Вознесенский поднял над головой книжку и сказал: «Володя, поздравляю тебя! Ты хотел пробить эту стену, и у тебя получилось!» Спустя 8 лет после смерти Высоцкий стал лауреатом государственной премии СССР в области литературы и искусства – редчайший случай! – У многих людей возникало ощущение, что Высоцкий жив, – заметил сын. – Он просто уехал и где-то далеко продолжает творить. Быть или не быть В 2012 году был проведён опрос общественного мнения, никак не связанный с Владимиром Высоцким. Его участникам предложили ответить на вопрос: «Кого вы считаете героем России XX века?». Наряду с Маршалом Победы Георгием Жуковым и первым космонавтом планеты Юрием Гагариным в тройку лидеров вошёл Владимир Высоцкий. – Я долго не мог самому себе объяснить, почему, – рассказал Никита Высоцкий. – Наверное, пролить свет на это может один важный сюжет. В 1971 году в Театре на Таганке состоялась премьера «Гамлета» в постановке Юрия Любимова. Родился потрясающий спектакль, который не умещался в рамки представления о том, каким должен быть советский театр. Было очевидно, что в соответствии с идеологическими требованиями того времени приёмная комиссия такой спектакль не пропустит. Режиссёр предпринял отчаянный шаг и одновременно с чиновниками от культуры пригласил смотреть «Гамлета» обычную публику (по традиции новую постановку сдавали в пустом зале). Итог был ожидаемым – нашлись десятки причин, по которым спектакль якобы нельзя пропустить – слишком вольный перевод классики, неправильная музыка, Гамлет в джинсах и т.п. Спас постановку молодой литературный критик Лев Аннинский. – Он сказал, что в спектакле есть достоинство, которое перекрывает любые недостатки — в нём есть Гамлет, – поделился Никита Высоцкий. – И дело не в том, что артист Высоцкий хорошо играет принца датского, а в том, что Высоцкий и есть Гамлет. Он – герой нашего времени, и нам повезло, что мы можем видеть это чудо вживую на нашей сцене. В результате комиссия единогласно пропустила спектакль. «Гамлет» был сыгран 317 раз. В 1976 году он был признан лучшим спектаклем на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Белграде. 18 июля 1980 года, за неделю до смерти, Высоцкий последний раз играл Гамлета. На 28 июля был назначен следующий спектакль. Он не состоялся. – Многие даже считают, что Высоцкого похоронили в костюме Гамлета, – рассказал сын. – На самом деле это не так. На отце были простые чёрные джинсы и водолазка. Прощание проходило на сцене театра на Таганке. Гроб с телом выставили на фоне декораций спектакля, отсюда и сложилось такое впечатление. Похороны Высоцкого в пустой олимпийской Москве – история, не имеющая себе равных. В городе, который вынуждены были покинуть жители (москвичам рекомендовали на время Олимпиады взять отпуска, детей вывезли в летние лагеря), куда практически запретили въезд иногородним, провожали поэта и актёра в последний путь многотысячной процессией. В течение первых 30 минут очередь выстроилась почти до Кремля. – Автобус с гробом отца ехал по живому ковру из цветов, а вокруг было море людей – на тротуарах, проезжей части, на деревьях, крышах киосков, в окнах домов, – поделился воспоминаниями Никита Высоцкий. – При этом стояла невероятная тишина. Никто не скандалил, не толкался. Спустя много лет я по памяти описывал эти минуты для сценария фильма об отце. И в тот момент нашёл для себя некий ответ на вопрос, почему Высоцкий и есть Гамлет. Потому что он был, а не казался. Потому что он был не навязан массам, его никто не пропагандировал, не назначал народным любимцем. Напротив, ему многое не давали сделать. А он, вопреки всему, жил и творил, оставался самим собой. Думаю, это и есть ответ на вопрос, как он оказался в ряду с героями России. Посетить выставку «Колея эта только моя» (12+) можно до 27 июля с 10.00 до 18.00. Экспозиция разместилась в здании Мещанской управы (Плехановская, 3). Билеты – от 80 рублей.