Владимир Глазьев: «История играет важнейшую роль в формировании сознания граждан»
Очередная годовщина со дня основания Воронежа всякий раз вызывает всплеск интереса к истории города, Отечества и окружающего мира. Вопросы об этом легли в основу интервью, которое дал TV Губернии известный историк, декан исторического факультета ВГУ, профессор, доктор исторических наук Владимир Глазьев.
Шаг вперёд в науке
- Владимир Николаевич, как бы вы охарактеризовали современное состояние исторической науки в стране и в нашей области в частности?
- Могу сравнивать 80-е годы ХХ века, когда шло моё становление как историка, и нынешнее состояние науки о прошлом. Первое, что хотелось бы отметить, это разнообразие методологических и теоретических подходов, которыми руководствуются современные исследователи и преподаватели. Марксизм перестал быть единственным руководящим учением для представителей исторической науки.
Второе – значительно расширилась тематика исследований. Историков привлекают, в частности, судьбы выдающихся личностей, правящих династий, высших сословий и классов, например, дворянства и предпринимателей, политическая борьба в те или иные периоды, повседневная жизнь людей, роль женщин в истории и многое другое. В целом российская историческая наука стала интереснее и, как я считаю, сделала шаг вперёд.
В нашей области развиты такие направления, как археология, история Российского государства в раннее новое время в XVI - XVII веках, общественно-политическая жизнь в Российской империи, страна и область в годы Великой Отечественной войны. В Воронежской области также сложилась традиция глубоких краеведческих исследований.
- За последние 30 лет наше общество пережило широкую переоценку многих постулатов. Что же, в таком случае, значит сегодня быть историком? Действует ли теперь давний принцип исторической науки, завещанный ещё Тацитом – «без гнева и пристрастия», и трудно ли придерживаться этого завета?
- В наши дни среди принципов исторической науки не упоминается партийность. Произведения историков больше не подвергаются цензуре, учёные свободны в высказывании своих точек зрения. Внешнее воздействие на историка отсутствует. В то же время, мировоззрение, политические пристрастия автора не могут не отражаться на его суждениях и оценках событий. Важно при этом стремление писать достоверно, основываться на документах и иных памятниках прошлого, не использовать факты выборочно, учитывать всю их совокупность.
Формирование исторического сознания
- Если раньше исторические изыскания были в основном уделом профессионалов, то теперь, благодаря интернету и выпуску книг и монографий, историком считает себя чуть ли не каждый третий-четвёртый россиянин...
- Замечательно, что в обществе востребованы исторические знания, существует устойчивый интерес к прошлому нашей страны и других народов. И всё-таки одно дело увлекаться чтением исторических книг, просмотром кинофильмов, и другое – создавать научные труды или преподавать историю. Последнее - удел профессионалов. Только профессионал обладает необходимыми умениями и навыками черпать информацию из исторических источников, понимает особенности исследования прошлого при опоре на его следы.
- Кстати, как сейчас строится преподавание истории в наших вузах – какие акценты и направления сегодня наиболее актуальны?
- В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» целями государственной политики являются сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России.
В этой связи История России является обязательной дисциплиной для всех направлений подготовки на уровне бакалавриата. Она играет важнейшую роль в формировании граждан и патриотов. Преподавание истории России нацелено на формирование исторического сознания, что является основой понимания сущности происходящих ныне процессов и событий.
- Насколько велика разница между преподаванием истории у нас и за рубежом – есть ли точки соприкосновения, общие подходы к исследованиям?
- При подготовке специалистов-историков в нашей стране ставится цель - целостное изучение отечественной и всеобщей истории от первобытных времён до наших дней. Зарубежные коллеги в преподавании делают акцент на специальных курсах, рассматривают отдельные проблемы истории. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества. Кроме того, знакомство с трудами зарубежных учёных позволяет нам изменять угол зрения на те или иные процессы и явления, увидеть предмет с новой, неожиданной стороны.
Воронеж - город-труженик
- Владимир Николаевич, есть ли такие исторические персонажи, которые вам наиболее понятны и симпатичны?
- История богата великими людьми – государственными деятелями, военачальниками, творцами духовных ценностей. Я хочу назвать создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия, наградивших нас счастьем писать и читать на родном языке. Благодаря летописцу Нестору история древней Руси стала нам близка и понятна. Благоговею перед Пушкиным, поэтом, писателем, историком. Представитель старинного дворянского рода Пушкин тонко понимал и чувствовал историю, ему была присуща «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
- Давайте поговорим о том, что особенно близко нам, воронежцам. В северной части Воронежа уже не первый год и даже не первый век ведутся археологические раскопки древних городищ с общим названием Вантит. Как вы относитесь к версии, что столица Черноземья много старше своего официально принятого возраста?
- Без всякого сомнения, люди жили на территории современной Воронежской области с глубокой древности. Слово «Воронеж» отмечено в летописях применительно к XII веку, в нашем крае стояли укреплённые поселения – грады. Но, говоря о возрасте населённого пункта, мы имеем в виду его непрерывное существование. История нашего города непрерывна с 1585/86 года. К слову, этот год начинался с 1 сентября и заканчивался 31 августа. Первое несомненное упоминание существования города-крепости Воронеж относится к 1 марта 1586 года. С этого дня история города уже не останавливалась и не прекращалась.
- Какие этапы в истории Воронежа и области вы назвали бы ключевыми? Этап форпоста на краю Дикого поля, этап временной столицы Московского государства при Петре Великом, или, может быть, годы сталинской индустриализации и фронтовые годы, либо эпоху 50-70-х, когда наш город стал одним из опорных центров советского ВПК с его феноменальными достижениями в науке?
- По-моему, ключевые этапы в истории Воронежа исчерпывающе перечислены в вашем вопросе.
- В таком случае, как бы вы оценили роль Воронежа и области в истории Отечества последних четырёх веков – чем они были и остаются для нашей страны?
- В моём представлении Воронеж – защитник Отечества, родина русского военно-морского флота, город-труженик, центр промышленности, науки, образования, искусства. Это место замечательной природы, доброжелательных и дружелюбных людей.
- Возвращаясь к такой теме, как массовый интерес к истории, что бы вы порекомендовали прочесть нашим читателям?
- Тем, кто интересуется историей, советую читать книги из серии «Жизнь замечательных людей». В последние годы в ней изданы интересные и достоверные научно-популярные биографии деятелей русской истории и культуры. Один из авторов серии – Вячеслав Козляков, увлекательно написавший о Борисе Годунове, героях Смуты, Марине Мнишек, царе Алексее Тишайшем.
- Стоит ли современному читателю обращаться к работам советских историков, экономистов и социологов довоенного и послевоенного периодов? Например, мне когда-то довелось почерпнуть немало интересной информации из учебника экономической географии СССР для средних школ, выпущенного в 1947 году.
- Советские историки, к коим я в известной степени причисляю и себя, создали мощный фундамент, на котором зиждется современная историческая наука. Без их изысканий успехи нынешних учёных были бы невозможны.