Глава воронежского Минюста Александр Терещенко о том, кому в регионе положена бесплатная юридическая помощь
Этой осенью начнёт свою деятельность казённое учреждение «Государственное юридическое бюро Воронежской области». Это следует из постановления областного правительства № 376 от 7 июня. Основная цель бюро – оказание гражданам бесплатной юридической помощи. О принципах работы нового учреждения рассказал начальник управления Минюста России по Воронежской области Александр Терещенко.
- Александр Васильевич, каковы основные функции Госюрбюро?
- Оказание гражданам бесплатной юридической помощи в рамках соответствующей государственной системы. Должен сказать, что мы долго ждали создания Госюрбюро, работали над этим вместе с правительством области. Во время визита министра юстиции РФ Константина Чуйченко в Воронежскую область речь о создании Госюрбюро шла на встрече с губернатором Александром Гусевым. Он дал поручение приступить к практической работе по его созданию. Воронежская область стала 50-м субъектом в Российской Федерации, где оно создано. Юристы бюро будут оказывать весь спектр квалифицированной юридической помощи, которая необходима тому или иному человеку. Учредителем регионального Государственного юридического бюро является министерство соцзащиты Воронежской области. Поэтому на них лежит основная работа по организации этой деятельности. Мы выступаем партнерами в этой совместной работе. Я уверен, что после того как будет укомплектована штатная численность, придёт руководитель и Государственное юридическое бюро заработает полноценно, у нас будут добрые, деловые, конструктивные взаимоотношения.
– Человек сможет буквально с улицы зайти в помещение Государственного юридического бюро и сказать: проконсультируйте меня по такому-то вопросу?
–Да, человек может и с улицы зайти, здесь я не вижу никаких проблем. Единственное, что он должен, конечно, иметь с собой документы, подтверждающие его право на получение бесплатной юридической помощи.
- А кто имеет право на её получение?
- Категорий граждан, имеющих такое право, достаточно много. Это малоимущие граждане, инвалиды первой и второй групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, дети-сироты, участники СВО и члены их семей и так далее. С полным списком категорий таких граждан можно познакомиться на сайте Минюста РФ. В Воронежской области это, по нашим подсчетам, примерно 400 тысяч жителей.
– Министр юстиции РФ Константин Чуйченко в одном из интервью говорил, что сверхзадача Госюрбюро – это мобильность, то есть оказание бесплатной юридической помощи людям даже в самых отдалённых уголках. Как эта задача будет решаться в Воронежской области?
– По опыту других регионов могу сказать, что Министерство юстиции закупает им всем мобильные офисы для Госюрбюро. Это автомобиль, где обустроен мини-кабинет со всеми необходимыми для работы условиями. В том числе, есть подъемник для маломобильных групп населения – если пришел человек, которому трудно подняться, его на специальном лифте поднимут в автомобиль. С помощью мобильного офиса можно охватить самые отдаленные районы. По опыту коллег из южных регионов знаю, что мобильные офисы выезжают даже в сложно доступное высокогорье. Также эти автомобили используются для выезда в пункты временного размещения граждан при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, с юристами Госюрбюро можно будет связаться по видеосвязи или другим удобным конкретному человеку способом.
– Госюрбюро будет только в Воронеже или в каждом районе области?
– Мы изучали опыт коллег в других регионах. Есть субъекты, где в каждом районе - свой филиал, есть, где Госюрбюро - только в областном центре. У нас тоже пока нет смысла создавать несколько. Наша задача на данный момент – чтобы бюро заработало. Мы планируем его открытие в сентябре-октябре. Когда наше Госбюро заработает полноценно, наработает практику, тогда уже мы будем рассматривать перспективы развития системы в регионе, исходя из практической деятельности и полученных результатов.
– Работа по оказанию бесплатной юридической помощи в нашем регионе ведется довольно активно. И Адвокатская палата Воронежской области, и нотариат, и органы ЗАГС вместе с вами эту работу ведут. А теперь - ещё и Госюрбюро. Дублирования функций не будет?
– Мы не делим зону ответственности для структур, которые вы назвали, мы работаем сообща. И Адвокатская палата, и Нотариальная палата - наши подведомственные структуры. Мы тесно сотрудничаем с ассоциацией юристов, юридическими клиниками. Эта совместная работа и дальше будет продолжаться. А Госюрбюро будет, можно сказать, верхушкой всех структур, которые участвуют в этой работе.
Кстати, вскоре все мы будем отмечать День Семьи, Любви и Верности. И Минюст с 8 по 14 июня проводит неделю оказания правовой помощи по вопросам семьи. Мы уже запланировали около 150 мероприятий различной формы, где будут участвовать и представители органов государственной власти нашей области, и аппарат Уполномоченного по правам человека, и Союз юристов. Поэтому, если гражданам нужна помощь по вопросам семьи, детства, материнства, просим заходить на сайт Минюста, там будет план нашей работы. Обращайтесь, вы можете получить квалифицированную помощь и поддержку с нашей стороны.
– В прошлом году на Петербургском международном юридическом форуме Константин Чуйченко говорил, что юристы, которые хотят осуществлять судебное представительство, обязательно должны вступить в адвокатуру. Почему вообще возникла необходимость такого заявления?
– Поясню: даже если говорить только о Воронежской области, мы, проведя соответствующий анализ, обнаружили, что увеличивается количество обращений граждан с жалобами на оказание неквалифицированной помощи так называемыми «юристами». Это люди, которые зачастую не обладают даже юридическими познаниями, не имеют образования, либо вообще люди с улицы, к профессии не имеющие никакого отношения. Но они пытаются оказывать гражданам юридические услуги. Обещают всяческую помощь, поддержку, притом заведомо больше того, что могут сделать реально. И зачастую после получения денег от своего доверителя они вообще просто исчезают. Они не состоят у нас в реестре, не имеют статуса. А рынок юридических услуг - достаточно объёмный, и многие туда пытаются войти. Да, большинство, конечно, – добросовестные юристы, которые помогают людям в решении тех или иных проблем, но, к сожалению, много и недобросовестных элементов. И позиция министерства сейчас такова: если хочешь оказывать юридические услуги, сдай экзамен, докажи государству, что ты обладаешь необходимыми познаниями, тогда попадёшь в реестр Минюста, получишь удостоверение. А если ты по каким-то причинам не хочешь этого делать, тогда ты оказывать юридические услуги не будешь. Это процесс достаточно сложный, нужно поменять целый ряд законов, начиная от процессуального законодательства и заканчивая законом об адвокатуре. Но, зная настойчивость нашего министра, уверен, что он наведёт порядок. И это обезопасит наших граждан от нерадивых «юристов».
– В ведении Минюста – и регистрация некоммерческих организаций, которые тоже оказывают юридическую помощь, в том числе и защитникам Отечества, участникам СВО...
– Да, действительно, Минюст ведёт реестр всех некоммерческих организаций. В Воронежской области на сегодняшний день их 2600. У нас иной раз принято судить о некоммерческом секторе по каким-то негативным моментам, которые там имеются в единичных случаях. А в целом некоммерческий сектор сейчас – достаточно активный, коммуникабельный, очень мобильный. С начала СВО в Воронежской области зарегистрировано уже 18 некоммерческих организаций, которые оказывают посильную помощь участникам специальной военной операции. Кто-то предоставляет психологические услуги, кто-то оказывает материальную помощь, кто-то помогает семьям участников в сфере образования. Естественно, особенно важным и очень востребованным является направление оказания медицинских услуг. Я был приятно удивлен, что жители Воронежской области такие участливые – всё близко к сердцу принимают, многие оказывают за свой счет посильную помощь участникам СВО. Конечно, и Минюст, и государство в целом сейчас очень активно поддерживают сферу некоммерческих организаций.