Воронеж ГОРОД

«Зубы лося сделал из шпатлёвки, а глаза – из оргстекла»: таксидермист поделился секретами создания чучел для Воронежского заповедника

«Зубы лося сделал из шпатлёвки, а глаза – из оргстекла»: таксидермист поделился секретами создания чучел для Воронежского заповедника

Источник: tv-gubernia.ru
Заповедник не только сохраняет природу, но и знакомит с ней. За какой-нибудь час мы можем увидеть большинство его обитателей, в том числе самых редких и скрытных. И не смутной тенью, мелькнувшей вдалеке между деревьев, а во всей красе – позирующими в витрине музея. О том, как создаются чучела зверей и птиц, корреспондентам TV Губернии рассказал таксидермист Воронежского биосферного заповедника Виталий Черёмухин. Крылатая мечта Виталий Черёмухин родился в 1958 году в Волгоградской области и с детства полюбил родную природу. А когда ему было 7 лет, произошёл случай, определивший жизненный путь. – У соседа была пасека, – вспоминает Виталий. – И на неё делали набеги золотистые щурки. Эти необычные птицы с ярким оперением питаются любыми летающими насекомыми, а в августе любят поохотиться на пчёл. На моих глазах дворовый снайпер из рогатки сбивает влёт щурку, она планирует и мёртвая ложится на траву с расправленными крыльями. Щурка очаровала меня. Мне захотелось сохранить красоту птицы, которую покинула жизнь. Именно из-за этого я стал таксидермистом. Первое в жизни настоящее чучело из убитого кем-то скворца Виталий сделал на каникулах после 9 класса. Помогла в работе книга профессора Турова «Изготовление чучел зверей и птиц», где рассказывалось об основах таксидермии. После школы увлечение привело любителя природы в Воронежский лесотехнический институт. Во время учёбы Виталий на полставки работал в институте учебным мастером и делал чучела птиц и зверей в кабинет биологии. Увлечённого студента отправляли поучиться таксидермии в зоологический музей академии наук, расположенный в Ленинграде. Но после получения диплома таксидермию пришлось отложить – Виталия призвали в армию. – Я окончил учебку, шесть месяцев отпахал и вижу, что без таксидермии не могу, – рассказывает Виталий Васильевич. – Бегу кросс или стою в карауле, а сам думаю, когда же займусь любимым делом. Однажды меня отправили работать на свалку. Там летали стаи чаек. Я кинул прут, и как первобытный человек добыл птицу, из которой сделал чучело. Чайку увидел командир взвода и рассказал об этом командиру батареи, а тот – командиру части, и меня оставили служить во взводе обеспечения. Остаток службы я занимался тем, что делал офицерам чучела охотничьих трофеев – фазанов, тетеревов, уток, головы волка и кабана. После демобилизации Виталий приехал навестить знакомого в Воронежский заповедник. Оказалось, что работавший здесь таксидермист уходит на пенсию. И с 1982 года Виталий Черёмухин трудится в заповеднике. За это время он сделал десятки чучел зверей, птиц и насекомых. Точное их количество мастер вспомнить не смог. Искусство и ремесло Чтобы чучело стало настоящим скульптурным портретом животного, таксидермист должен быть и художником-анималистом, и биологом, и мастером. Работа начинается с эскиза. Таксидермист рисует животное таким, каким его должны увидеть. Виталий Черёмухин считает, что этот этап самый творческий. Нельзя просто посадить птицу на жёрдочку или поставить зверя на четыре лапы. Надо продумать композицию, придать чучелу какую-нибудь интересную позу. Для того, чтобы эта композиция оказалась убедительной и зрелищной, таксидермист должен знать поведение и анатомию своей «модели». Затем начинается работа над основой будущей скульптуры. Когда-то внутрь чучела помещали каркас с накрученным на него сеном. В начале XXI века вошла в обиход новая технология. Шкуру животного надевают на пенополиуретановый манекен. Это гораздо удобнее, поскольку можно поменять позу животного, подогнать манекен под необходимый размер. Чтобы шкура сидела на манекене так же естественно, как на прежнем хозяине, таксидермисту приходится изрядно постараться. Отдельных трудов стоят шпатлёвка и окрашивание открытых участков кожи животного, а также создание антуража, в котором чучело увидят посетители музея. – Над чучелом лося я работал полтора года, – сообщает Виталий Черёмухин. – Самой трудной задачей оказалось сделать лосиные губы. У меня не нашлось ни одной фотографии, на которой можно было бы рассмотреть их в подробностях, а хотелось сделать всё максимально достоверно. Чтобы проконсультироваться, звонил специалистам в Питер и на Дальний Восток. В итоге появились снимки, и по ним я вылепил губы из специальной таксидермической шпатлёвки. Зубы лося отформовал из силикона, а глаза по моему заказу сделали на станке с ЧПУ. Создавая каждое произведение, Виталий Черёмухин стремится отразить в нём какую-нибудь биологическую особенность животного, показать его место в природе. Одной из самых трудоёмких работ для мастера была диорама «В сосновом бору». Для сохранения научных знаний Взгляд посетителя в первую очередь привлекает к себе огромный красавец-лось. Но затем начинаешь замечать и других персонажей диорамы – птиц, мелких зверей, насекомых. У каждого из них своя роль в природе и в сюжете произведения. Взлетает вспугнутый лосем вальдшнеп, замерла у своей норки при виде огромного зверя желтогорлая мышь... Однако создатель этой картины считает, что лось, хотя и самый крупный, но не самый главный герой. – Эта диорама показывает биоценоз, то есть сообщество животных и растений, – объясняет таксидермист. – Мелкие животные и насекомые для системы важнее, чем лось. Лоси пришли в Усманский бор только в 50-х годах прошлого века, а до этого лес прекрасно обходился без них. Посетители музея могут не просто увидеть чучела живущих в сосновом бору зверей, а понять, чем каждый из них важен для природы, какую экологическую нишу и место в пищевой цепи он занимает. В композиции диорамы всё продумано до мельчайшей подробности, и каждая подробность важна для понимания целого. Её героями являются не только животные. Черника, мох, вереск и другие растения на витрине натуральные, зафиксированные с помощью глицерина, и только оранжевую ягодку ландыша пришлось заменить на муляж. Грибы сделаны из гипса. Зато лосиные экскременты – самые настоящие. В музейной витрине они прекрасно сохраняются в течение многих лет. В коллекции музея есть чучела обитателей заповедника, сделанные ещё в 30-х годах прошлого века. Однако таксидермия показывает не только то, что есть, но и то, что было раньше, и помогает сохранению знаний. Природа не остаётся неизменной. Одни виды расширяют свой ареал, другие исчезают. Например, обыкновенная горлица перестала гнездиться в Воронежской области. Сегодня представить себе облик этой птицы можно только по чучелу в музее.