
Его истории и фотографии облетели весь мир. К 95-летию воронежского журналиста Василия Пескова
Когда я слышу имя Василия Пескова, передо мной сразу же возникает образ общительного, вежливого, слегка коренастого мужчины. Он был старше меня на 17 лет, но учитывая войну мне всегда казалось – на целое поколение. Василий Михайлович – это эпоха, наше национальное достояние. Так глубоко, философски видеть, понимать и чувствовать природу мог только он. Его творческий путь от первого снимка космонавта Юрия Гагарина до «Таёжного тупика» знают почти все жители планеты.
В голодные послевоенные годы Василий Песков перепробовал несколько профессий. Работал шофёром, пионервожатым, часто снимал похоронные процессии, учился на киномеханика и даже руководил фотокружком в сельской школе. Душою чувствовал – всё не то.
По воле судьбы или случая важным месяцем для него стал апрель. В апреле 1953 года в пригородной электричке Василий Михайлович случайно рассыпал свои фотокарточки, которые увидел художник и будущий писатель Владимир Кораблинов. С его лёгкой руки в том же апреле воронежская газета «Молодой коммунар» опубликовала большое сочинение Пескова «Апрель в лесу», иллюстрированное рисунками Кораблинова. Позднее Василий Михайлович напишет об этом так: «Купил на вокзале газету, развернул страницы и остолбенел: по тексту вперемежку с буквами бегали рисованные зайчата, олени, бобры, птицы. Всё это зверьё от радости буквально запрыгало у меня перед глазами…».
В том же апреле редактор «Молодого коммунара», будущий министр печати Борис Стукалин предложил Пескову работать в газете. И сразу же ему выдали удостоверение заведующего отделом физкультуры и спорта. Работа так захватила, что воскресенье, когда редакция закрывалась, стало для него нелюбимым днём на всю жизнь. Поначалу не всё ладилось – в первые полгода за ошибки Василий Песков умудрился получить аж пять выговоров! Через год-другой, основательно освоившись, Песков купил себе модную шляпу, сделался вездесущим и несколько разбитным. Позднее признавался, что это могло бы его погубить, если бы «инстинктивно не понял, что должен обрести свой собственный мир интересов». Этим миром стала для него природа. Рубрика, в которой он публиковался в молодёжной газете, так и называлась – «Уголок природы».
Две записи в трудовой книжке
Через три года опять в апреле Василий Песков публикует в «Комсомольской правде» трогательный очерк о школьнике, который зимой в заповеднике спас оленей от пурги и бескормицы. Газета предложила продолжить сотрудничество и вскоре Пескова взяли в штат специальным корреспондентом.
За почти 60 лет служения в одном из самых уважаемых в мире изданий в его трудовой книжке всего две записи: одна – «принят», вторая – «переведён на должность экологического обозревателя». В далёкие 60-е годы мне в руки попалась «Комсомолка» со статьёй Василия Пескова о муравьях. Я был в изумлении: ведущая центральная газета страны и пишет о муравьях! Только со временем, повзрослев, понял – если исчезнут муравьи, то за ними можем последовать и мы, люди. С той поры я стал регулярно вырезать из «Комсомолки» все публикации рубрики «Окно в природу». А книга Пескова «Шаги по росе», за которую автору в 1964 году была присуждена Ленинска премия, стала для меня настольной.
Дружба и творчество
В «Коммуне» Песков не работал, но публиковался, а ещё дружил с фотокорами Анатолием Костиным (соседом по селу Орлово Новоусманского района, откуда родом Песков), Николаем Стребковым, журналисткой Эммой Носыревой.
Автором самого знаменитого снимка Василия Пескова, где тот стоит в зарослях тростника в экзотическом берете с неизменным «Никоном» на груди, стал Анатолий Костин. Он же сделал ещё одну известную фотографию молодого Пескова в шляпе, и теперь она украшает экспозицию мемориального Музея Василия Пескова, расположенного на территории Воронежского биосферного заповедника. А в первые послевоенные годы Василий Песков познакомился с охотоведом соседнего Бобрового заповедника, фронтовиком Кириллом Ермоловым. Тот дал юноше первые уроки фотографии. А много лет спустя Анатолий Костин сфотографировал Пескова и Ермолова вдвоём. На той фотографии они, как два молодых дубка, стоят рядом на фоне заповедного леса.
О творчестве Василия Михайловича написаны тысячи восторженных отзывов. Некоторым диссонансом среди них выглядит мнение нашего земляка, поэта Алексея Прасолова:
«Весь Песков мне понятен с первой книги – «Шаги по росе». Свежо, зримо схвачено, во всём уловлен миг, момент найден ярко. Но мне лично всё это доступно в окружающей меня натуре и в натуре воспринимается мной, что полезней, что ближе, чем в той, даже талантливой подаче, что в книге. Меня больше тянет глубина человеческая и часто – исходящая как бы из натуры собственной, – идущая сквозь натуру, окружающую её. Песков дальше, глубже не пойдет умышленно, там, в человеческом, – не его сфера...».
Мнение это очень личное и субъективное. Остаётся добавить, что Песков и Прасолов одно время вместе работали в редакции газеты «Молодой коммунар». Один успешным журналистом, другой корректором. Но не подружились, не сблизились...
«Стажёр сослепу дал маху!»
Первое очное знакомство с легендой отечественной журналистики для меня лично началось с небольшого конфуза. Это был 1976 год. Сидим мы с Анатолием Костиным в фотолаборатории редакции газеты «Молодой коммунар», печатаем снимки. Вежливый стук в дверь. Митрофаныч пытается встать, но я его опередил. Чуть приоткрыв дверь, вижу какого-то мужика в сапогах и стёганой куртке. «Авось, – думаю, – этот ходок подождёт». Проходит около часа, Костин по нужде выходит в коридор, и я слышу его вопль: «Михалыч! Ради Бога прости, это наш стажёр сослепу маху дал». Всё это время Песков послушно томился у окна. Меня, естественно, отправили в магазин заглаживать вину. Бутылку сухого столового вина за 96 копеек мы с Костиным выпили вдвоём. Песков, чтобы не обижать нас, только пригубил.
Во вторую встречу с Песковым я выступил в роли водителя: подвёз гостя с вокзала до дома его сестры Марии. Хотел помочь донести из машины на этаж его большой рюкзак, но Василий Михайлович был категоричен: «Свою ношу каждый должен нести сам…».
Василий Михайлович был обаятельным человеком, интересным собеседником, умел слушать и слышать других. Его отличала невероятная скромность. Так, к примеру, в 1998 году Василия Пескова чествовали как почётного гражданина Воронежа. После церемонии я попросил его сфотографироваться для газеты. Он согласился с условием, что рядом с ним будет второй почётный гражданин – Народный учитель Марина Игнатьевна Картавцева.
А в 1980-е годы Пескову поручили редактировать большой подарочный фотоальбом «Пейзажи родины» для делегатов очередного партийного съезда. Песков добросовестно отбирал снимки всех уголков России, авторами которых стали лучшие фотомастера страны. Но, заметьте, в альбоме нет ни одного снимка самого Василия Михайловича...
СПРАВКА «TV ГУБЕРНИИ»
Василий Песков (14 марта 1930 – 12 августа 2013 гг.) – советский писатель, журналист, фотокорреспондент, телеведущий, путешественник. Автор 78 книг и тысяч очерков. Лауреат Ленинской премии (1964 г.), Премии Президента РФ (1998 г.), Премии Правительства РФ 2013 года в области СМИ (посмертно). Также был награждён орденами Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премией «Золотое перо России». Его имя было присвоено Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику, улицам в Воронеже, в селе Орлово и посёлке Воля Новоусманского района, а в 2016 году – одному из островов Большой Курильской гряды.