
Краевед рассказала самые красивые истории любви воронежских писателей
В День семьи, любви и верности вместе с историком Еленой Устиновой TV Губерния рассказывает истории любви воронежских поэтов и писателей. Как и кого любили люди, своим творчеством прославившие столицу Черноземья — читайте в нашем материале.
Алексей Кольцов — "На заре туманной юности"
Алексей Кольцов был потомственным прасолом (с ударением на первый слог) - купцом, который занимался продажей скота. Кольцов рос среди сестёр и служанки Дуняши. Она и стала его первой любовью, благодаря которой мы теперь знаем поэта Кольцова. Самый известный из романсов, посвящённых Дуняше — "Разлука":
На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.
Но любви воспрепятствовал сословный строй Российской Империи. Дуняша была крепостной, а, значит, хозяин (отец Кольцова) мог самостоятельно решать судьбу слуг. Он продал Дуняшу, и это стало первым серьёзным ударом для Алексея.
Второй же пришёлся на конец непродолжительной жизни поэта. Если Дуняша стала первой чистой любовью Кольцова, то Варвара Лебедева оказалась первой страстью. «Жизнь переменилась, недоступная дверь блаженства растворилась для меня. Один человек так переустроил весь Воронеж, весь мир, весь свет, всего меня», — писал про неё Кольцов.
Отец Кольцова, который, как и весь город, осуждал связь сына с распутной вдовой, не давал сыну ни копейки. А у неё денег не было. В это же время Варвара получила предложение от состоятельного господина перебраться к нему в поместье. Лебедева согласилась. Но разлуки с любимой женщиной не выдержал Кольцов. Затяжная болезнь на фоне высокого нервного напряжения привела к смерти. Любовь до гроба - в буквальном смысле.
Письма Ивана Никитина и последняя прогулка по Воронежу
Иван Никитин познакомился с Натальей Матвеевой в 1856 году в имении Плотниковых. Более близкое знакомство произошло в 1858, когда поэт приехал в курское имение её отца-генерала. Между поэтом и девушкой завязалась трогательная переписка: Никитин высылал Наталье книги и журналы, а она отвечала, порой ревнуя его к прошлым увлечениям.
Несмотря на приглашения, Никитин долго откладывал поездки в Курск. В апреле 1861 года Наталья сама приехала в Воронеж. Они провели день вместе, гуляя по городу, а потом расстались навсегда. Эта встреча вдохновила Никитина на стихотворение «На лицо твоё солнечный свет упадал…».
Когда поэт тяжело заболел, за ним стала ухаживать Анна Тюрина, которая запретила Наталье видеться с Никитиным. Та тщетно ждала встречи, а в итоге получила лишь короткое прощальное письмо. Позже Наталья утверждала, что между ними была лишь дружеские отношения, а Никитин по её просьбе сжёг все письма. Наталья же сохранила 14 штук.
Три женщины Ивана Бунина
Первой и самой мучительной любовью Ивана Бунина стала Варвара Пащенко. Их знакомство в редакции "Орловского вестника" переросло в страстный роман, полный противоречий. Молодой писатель, восхищавшийся умом и образованностью возлюбленной, столкнулся с жестокой реальностью - отец Варвары категорически противился их браку, а сама она, несмотря на чувства, сомневалась в возможности счастливой совместной жизни. Когда в 1894 году Варвара неожиданно вышла замуж за их общего друга Арсения Бибикова, Бунин пережил настоящую душевную драму, едва не приведшую к самоубийству. Годы спустя эту историю он опишет в романе "Жизнь Арсеньева".
Потрясенный первым разочарованием, Бунин в 1898 году совершает неожиданный поступок - после нескольких дней знакомства делает предложение 19-летней Анне Цакни, дочери богатого одесского грека. Но этот брак, заключенный на эмоциях, быстро превратился в муку. "Ее натура детски глупа и самоуверенна", - с горечью признавался писатель. Когда Анна забеременела, Бунин уже ушел от нее. Смерть их сына Коли в пятилетнем возрасте стала для писателя тяжелейшим ударом.
Спасение пришло в 1906 году в лице Веры Муромцевой - образованной, тонко чувствующей женщины из профессорской семьи. Их встреча на литературном вечере перевернула жизнь обоих. Вера, оставив карьеру химика, стала не просто женой, но преданной спутницей, секретарем и первым читателем. Из-за невозможности получить развод от Цакни они 16 лет жили в гражданском браке, скитаясь по Европе. Лишь в 1922 году в Париже они смогли обвенчаться. Именно Вера сохранила архив мужа и после его смерти посвятила жизнь публикации его наследия.
Революционная любовь Андрея Платонов
Роман Андрея Платонова и Марии Кашинцевой начался стремительно. Он «взял её приступом», как потом вспоминал в письмах, ездил за ней за 60 вёрст. В 1921 году Маша забеременела, и они стали жить вместе без оформления официального брака — новая эпоха, новые правила.
Но за внешней свободой скрывалась мучительная правда. Мария, филолог по образованию, страдала от того, что этот «мужик от сохи» писал гениальные тексты, а её собственные литературные опыты оставались в тени. Она ревновала к его таланту, мучила его разлуками, уезжая в Москву. Он же писал ей письма: «Я вас смертельно люблю... По всему телу идёт стон от тоски и любви».
В кровавые 30-е после публикации повести «Впрок» Сталин назвал Платонова «дураком» и «врагом». А в 1938-м арестовали их сына — 15-летнего мальчика отправили в лагерь по доносу одноклассника. Вернулся он умирающим от туберкулёза.
После смерти сына Платонов и Кашинцева официально поженились. В 1943 году родилась дочь Машенька — последняя радость писателя. Больной, затравленный властью, он находил утешение лишь в сказках, которые сочинял для дочки.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 года. Мария пережила его на полвека, так и не написав мемуаров, но сохранила его письма.