
Кондиционеры в автобусах и 74 км линии метробуса: разбираемся в концепции развития воронежского транспорта до 2027 года
В Воронеже каждый пассажир общественного транспорта знает, что поездка в маршрутке сродни лотерее. Ехать сидя - удача, ехать с исправно работающим кондиционером – большая удача, уехать в отдалённый район после 22.00 – джек-пот. А в подавляющем большинстве случаев выигрыш - только в том, что удалось втиснуться в переполненный автобус и добраться до места назначения относительно здоровым. И едете вы, полностью ощущая на себе эффект скукоженных в консервной банке шпрот. И выходит при этом с вас, как в парной, семь потов в любое время года, поскольку жарко и душно в салоне и зимой, и летом, и в шубе, и в шортах.
Состояние общественного транспорта год от года входит в перечень проблем, наиболее беспокоящих воронежцев. Представители власти, безусловно, в курсе этого. С 2023 года действует программа комплексного развития транспортной инфраструктуры областного центра на период до 2041 года. А 20 июня этого года мэрия Воронежа утвердила концепцию развития пассажирского транспорта на 2025 – 2027 годы.
Любая концепция, осмыслив взгляд на ту или иную проблему, сформулировав цели и задачи, призвана предложить пути её решения. С осмыслением в нашей концепции всё в порядке: в первых же строках документа утверждается, что «пассажирский транспорт является важнейшей частью городской инфраструктуры», а «его устойчивое развитие и эффективное функционирование в значительной степени влияют на социальную обстановку в городе». Ни с одним словом не поспоришь, каждое достойно быть высечено в граните.
Цель тоже вполне очевидна – транспортная система должна устойчиво развиваться и отвечать потребностям населения.
Отсюда – и задачи: совершенствовать управление пассажирским транспортом, повышать качество обслуживания населения и безопасность дорожного движения, снижать вредное воздействие общественного транспорта на окружающую среду. Разумеется, это задачи на все времена, предполагающие непрерывный процесс, поскольку нет предела совершенству.
Есть в концепции и более прикладные задачи, которые вполне можно решить за два с половиной года. Например, довести долю муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» на рынке перевозок до 30%. Стремление объяснимое: с муниципальным перевозчиком по всем вопросам проще договориться, чем с частным.
Впрочем, мэрия намерена ужесточить и требования к частникам – как по соблюдению графиков движения, так и оборудованию автобусов кондиционерами. А новый транспорт, по крайней мере, приобретаемый за бюджетные деньги, планируется закупать только с системами охлаждения.
Кстати, в 2025 -2027 годах подвижной состав муниципального перевозчика планируется обновить на 130 единиц, а частных перевозчиков – на 267 единиц.
При этом, добавлю, надо добиться, чтобы системы охлаждения воздуха в маршрутках действовали. Нередко водители их просто не включают. То ли с неисправными кондиционерами выходят на маршрут, то ли экономят средства перевозчика, то ли устали бороться с неразумными пассажирами, которые постоянно распахивают форточки и люки в салоне, не веря в мощь климатической техники.
Среди прикладных задач концепции также - организация выделенных полос и шлюзов для общественного транспорта; благоустройство конечных остановок (планируется обустроить 32 площадки); создание инфраструктуры «метробуса».
Выделенные полосы уже есть на Вогрэсовском, Чернавском и Северном мостах, на улицах 20-летия Октября, Степана Разина, Плехановской, на Московском и Ленинском проспектах. До конца года такие полосы появятся на улицах Ворошилова (первый участок выделенки там уже действует) и 9 Января. Затем выделенные для общественного транспорта полосы должны появиться на участках улиц Кольцовской, Кирова, Ленина, Героев Сибиряков, Пеше-Стрелецкой, Новосибирской, Владимира Невского, Генерала Лизюкова, Маршала Жукова, Брусилова, Лебедева, бульвара Победы, проспекта Революции и Ленинского проспекта.
А на участках, где выделенки невозможны, планируется создать для пассажирского транспорта системы приоритетного проезда – шлюзы. Они появятся на перекрёстках улицы Остужева и Ленинского проспекта, улиц Сакко и Ванцетти и Большой Манежной, Кольцовской и Плехановской, проспекта Труда и Московского проспекта.
По концепции, часть выделенных полос войдёт в систему «метробуса», при которой автобусы будут ехать по выделенным полосам или по отдельной проезжей части (её планируется построить вдоль Московского проспекта). Когда именно эта система заработает в Воронеже, в концепции не сказано. Речь пока – о создании линейной инфраструктуры «метробуса» общей протяжённостью 74,5 км.
И, конечно, надо учитывать, что заявленные в концепции намерения ещё предстоит подтвердить конкретными финансовыми возможностями.
Состояние общественного транспорта год от года входит в перечень проблем, наиболее беспокоящих воронежцев. Представители власти, безусловно, в курсе этого. С 2023 года действует программа комплексного развития транспортной инфраструктуры областного центра на период до 2041 года. А 20 июня этого года мэрия Воронежа утвердила концепцию развития пассажирского транспорта на 2025 – 2027 годы.
Любая концепция, осмыслив взгляд на ту или иную проблему, сформулировав цели и задачи, призвана предложить пути её решения. С осмыслением в нашей концепции всё в порядке: в первых же строках документа утверждается, что «пассажирский транспорт является важнейшей частью городской инфраструктуры», а «его устойчивое развитие и эффективное функционирование в значительной степени влияют на социальную обстановку в городе». Ни с одним словом не поспоришь, каждое достойно быть высечено в граните.
Цель тоже вполне очевидна – транспортная система должна устойчиво развиваться и отвечать потребностям населения.
Отсюда – и задачи: совершенствовать управление пассажирским транспортом, повышать качество обслуживания населения и безопасность дорожного движения, снижать вредное воздействие общественного транспорта на окружающую среду. Разумеется, это задачи на все времена, предполагающие непрерывный процесс, поскольку нет предела совершенству.
Есть в концепции и более прикладные задачи, которые вполне можно решить за два с половиной года. Например, довести долю муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» на рынке перевозок до 30%. Стремление объяснимое: с муниципальным перевозчиком по всем вопросам проще договориться, чем с частным.
Впрочем, мэрия намерена ужесточить и требования к частникам – как по соблюдению графиков движения, так и оборудованию автобусов кондиционерами. А новый транспорт, по крайней мере, приобретаемый за бюджетные деньги, планируется закупать только с системами охлаждения.
Кстати, в 2025 -2027 годах подвижной состав муниципального перевозчика планируется обновить на 130 единиц, а частных перевозчиков – на 267 единиц.
При этом, добавлю, надо добиться, чтобы системы охлаждения воздуха в маршрутках действовали. Нередко водители их просто не включают. То ли с неисправными кондиционерами выходят на маршрут, то ли экономят средства перевозчика, то ли устали бороться с неразумными пассажирами, которые постоянно распахивают форточки и люки в салоне, не веря в мощь климатической техники.
Среди прикладных задач концепции также - организация выделенных полос и шлюзов для общественного транспорта; благоустройство конечных остановок (планируется обустроить 32 площадки); создание инфраструктуры «метробуса».
Выделенные полосы уже есть на Вогрэсовском, Чернавском и Северном мостах, на улицах 20-летия Октября, Степана Разина, Плехановской, на Московском и Ленинском проспектах. До конца года такие полосы появятся на улицах Ворошилова (первый участок выделенки там уже действует) и 9 Января. Затем выделенные для общественного транспорта полосы должны появиться на участках улиц Кольцовской, Кирова, Ленина, Героев Сибиряков, Пеше-Стрелецкой, Новосибирской, Владимира Невского, Генерала Лизюкова, Маршала Жукова, Брусилова, Лебедева, бульвара Победы, проспекта Революции и Ленинского проспекта.
А на участках, где выделенки невозможны, планируется создать для пассажирского транспорта системы приоритетного проезда – шлюзы. Они появятся на перекрёстках улицы Остужева и Ленинского проспекта, улиц Сакко и Ванцетти и Большой Манежной, Кольцовской и Плехановской, проспекта Труда и Московского проспекта.
По концепции, часть выделенных полос войдёт в систему «метробуса», при которой автобусы будут ехать по выделенным полосам или по отдельной проезжей части (её планируется построить вдоль Московского проспекта). Когда именно эта система заработает в Воронеже, в концепции не сказано. Речь пока – о создании линейной инфраструктуры «метробуса» общей протяжённостью 74,5 км.
И, конечно, надо учитывать, что заявленные в концепции намерения ещё предстоит подтвердить конкретными финансовыми возможностями.