Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежцы первыми в России услышали «Буковинские песни» Леонида Десятникова

Воронежцы первыми в России услышали «Буковинские песни» Леонида Десятникова

16:55 14 июня 8370 Комментировать
Источник: culturavrn.ru
Фортепианный цикл «Буковинские песни» посвящен этому блистательному пианисту. Алексей Гориболь давно просил меня написать что-то специально для него, — рассказал Леонид Десятников на встрече с журналистами. — Сначала я думал о фортепианном квинтете или квартете. Записал новый цикл и послал Алексею черновую запись. Он её одобрил, и так возникла идея сольного цикла прелюдий. По словам композитора, музыкальным ориентиром для него в этом сочинении послужил цикл из 24-х фортепианных прелюдий Шостаковича. И, конечно, украинский фольклор, который живёт в нем с детства (Десятников родился в Харькове). — Для восприятия важен бэкграунд, — говорит Десятников. — Когда мой брат услышал «Буковинские песни», он спросил: и что же здесь украинского? Хотя нас в детстве окружало одно и то же. Буковина — историческая область в районе Карпат, часть которой входит в состав сегодняшней Украины, часть — в состав Румынии. Фольклор здесь особенный, с характерными интонациями и ритмами. Леонид Десятников «препарирует их тем или иным способом». Вместе с традиционными колыбельными, лирическими, плясовыми в «Буковинских песнях» слышится уже упомянутый Шостакович, Шуман, Стравинский, Мусоргский. В этом цикле есть хорошая сентиментальность: как воспоминания из детства, немного нечёткие за давностью лет, но не потерявшие вкуса и аромата. Алексей Гориболь за роялем просто великолепен: его звук завораживает, а его интерпретаторский дар заставляет вспомнить о великих режиссёрах — Тарковском, Антониони, Бергмане. Гориболь — мастер концептуальных программ. К слову, творческий вечер Леонида Десятникова стал первым концертом Платоновского с превосходно выстроенной концепцией. Вслед за «Буковинскими песнями», перенесшими во времена хорошего кино (вспомнились «Белая птица с чёрной отметиной» и «Тени забытых предков»), последовала пьеса «По канве Астора» для фортепианного квартета в исполнении звездного состава: Александр Тростянский (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Евгений Румянцев (виолончель), Алексей Гориболь (фортепиано). С Пьяццоллой у Десятникова особые отношения: Леонид Аркадьевич познакомился с музыкой выдающегося аргентинца в конце 80-х, сделал оркестровки сочинений Пьяцоллы и вывел их на академическую сцену. «По канве Астора» - это портрет Пьяццоллы, созданный Десятниковым с кинематографической точностью, как крупный план в неожиданном ракурсе. Не случайно композитор так востребован в кино: музыку Леонида Десятникова можно услышать в фильмах «Москва», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие». На концерте в Воронеже прозвучали две пьесы Десятникова для скрипки и фортепиано из музыки к фильму «Закат»: «Смерть Авессалома» и «Танго» в исполнении Александра Тростянского и Алексея Гориболя. Первое отделение завершили ещё две транскрипции танго: «Счастье мое» (Е. Розенфельд) и «Утомлённое солнце» (Е. Петербургский) в исполнении фортепианного квартета во главе с Гориболем, баяниста Владимира Розанова и контрабасиста Ивана Мясникова. Во втором отделении сборный состав солистов оркестра Большого театра России и Воронежского театра оперы и балета при участии Полины Карташовой (сопрано) и Юлии Проняевой (меццо-сопрано) исполнил сюиту из музыки к кинофильму «Москва». Яркая, ироничная, беспощадная, она, безусловно, представляет большую художественную ценность, чем сам фильм Александра Зельдовича, и гораздо красноречивее говорит о переходной эпохе 2000-х. А рыдания скрипки Александра Тростянского и неподражаемый вокал Ольги Дзусовой надолго останутся в памяти воронежцев, ставших свидетелями удивительного музыкального спектакля под названием «Леонид Дясятников. Избранное», срежисированного Алексеем Гориболем.

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь