Воронеж КУЛЬТУРА

В Воронеже провели II Фестиваль камерной музыки

В Воронеже провели II Фестиваль камерной музыки

19:45 18 апреля 8959 Комментировать
Источник: tv-gubernia.ru
...Далеко не все понимают, что такое камерная музыка. Ведь камерная музыка - это музыка, которая - от сердца к сердцу. Это музыка человеческой души, человеческой радости и человеческого страдания... С легкой руки искусствоведа Бронислава Табачникова в Воронежской филармонии во второй раз открылась «Воронежская камерата». Девиз фестиваля в этом году - «От барокко до джаз-рока». А значит, на концертных площадках города - всё многообразие камерной музыки. Говорит Ирина Авралева, директор Воронежской государственной филармонии:«В свое время, когда вообще образовывалось это направление, от слова «камерный», собиралось небольшое количество людей, в небольшом помещении, в небольшой комнате... И вот таким образом посредством музыкального языка общались, то есть, какая-то сокровенность, какая-то интимность, свойственная этому жанру, конечно же, почему бы не заинтересовать молодежь именно вот этим?» Первый гость фестиваля - Государственный академический камерный оркестр, один из самых именитых в стране. Солирует выдающийся гобоист Алексей Уткин. Этот концерт стал воплощением идеи «Воронежской камераты» - показать развитие этой музыки с конца XVII века до наших дней - от Баха, Моцарта и Телемана до Пьяццоллы и даже Маклафлина. Главный камерный оркестр страны много гастролирует. Причем выступает на лучших площадках мира, таких, как «Консертгебау» в Амстердаме, «Альте Опер» во Франкфурте, «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Интересна и персона руководителя коллектива: Алексей Уткин одним из первых вывел гобой в качестве солирующего инструмента. При этом гобой, на котором играет сам Уткин, считается уникальным. Говорит Алексей Уткин, руководитель Государственного академического камерного оркестра России:«Он немножко отличается от обычных гобоев, он имеет чуть увеличенный диапазон, а в нашем деле полтона, одна нота в диапазоне инструмента дает очень много других возможностей, это его конкретное отличие. А в остальном это такой же капризный... такая же капризная дама, с которой приходиться всегда... всегда как-то ублажать, договариваться». А в усадьбе Веневитинова идут последние приготовления к вечеру старинной музыки. Прекрасные дамы затягивают корсеты, а настройщик поверяет клавесин. Благодаря появлению в филармонии реплики инструмента времен короля Людовика XV, стало возможным воссоздать настоящий барочный концерт. Говорит Евгения Уварова, клавесинистка Воронежской филармонии:«Профильный инструмент у меня — фортепиано. Это по-другому, просто так моя жизнь сложилась, что я играю на многих иструментах, я еще играю на арфе, на арфе кельтской, на арфе педальной, поэтому, в принципе, как с языками: больше трех - уже не сложно». Акустика старинной дворянской усадьбы словно создана для мелодий эпохи барокко. Арии из опер Генделя, Перголези, Кальдара и Вивальди редко звучат в Воронеже, а в таком формате - вообще впервые. Рассказывает Валентина Головина, лектор-музыковед Воронежской филармонии, заслуженный работник культуры РФ:«Оперная музыка, в первую очередь, потому, что опера эпохи барокко - это бельканто, это красивое пение, прекрасное пение, когда культ певца, культ голоса вышел на первый план, когда голос стал звучать мощно, ярко, наполненно, так, как сегодня мы слушаем его в оперных театрах, на сцене филармонических залов». Продолжает Евгения Уварова, клавесинистка Воронежской филармонии:«Все арии барочные - это все то, что нам сейчас близко, это тема любви, разлуки, предательства, но, в отличие, может быть, от современной музыки, они очень искренни, в них очень много души». Солисты Воронежской филармонии и театра оперы и балета говорят: исполнять барочные арии под аккопанемент клавесина - не так просто. Все дело в звучании инструмента и особой манере исполнения барочной музыки. Объясняет Елена Старкова, солистка Воронежской филармонии:«Исполнение должно быть непринужденное, легкое, как будто певец находится в обычной обстановке в жизни, вот в этом и сложность, потому что другую музыку можно взять «массой», так сказать, а эту так просто не споешь». Говорит Алексей Тюхин, солист Воронежского театра оперы и балета:«Очень много украшений, очень много мелизмов. И принято, когда исполняешь барочную музыку, что нельзя повторять одни и те же мотивы одинаково, нужно вставлять обязательно что-то своё». Каждый день «Воронежской камераты» проходил в разных форматах: клавирная, вокальная музыка, фортепиано, инструментальные квартеты. Плюс образовательная программа. Жанр классической музыки, который раньше был обращен к сугубо камерной аудитории, теперь выходит на новый виток развития. И на большую сцену. Оказывается, почитателей у него не так уж мало.

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь