Воронеж КУЛЬТУРА

В столице Черноземья проходит юбилейный музыкальный фестиваль «Воронежская камерата»

В столице Черноземья проходит юбилейный музыкальный фестиваль «Воронежская камерата»

20:30 04 октября 8898 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
Барочные напевы клавесина и гений виолончели. В филармонии стартовала пятая, юбилейная «Воронежская камерата». В этом году музыкальный марафон посвящен 95-летию Мстислава Ростроповича. А задал тон фестивалю камерной музыки единственный в России клавесинный дуэт «A&A». Вот подробности. «Человек, который дарит счастье другому, обязательно получит его сам», — стенды в фойе филармонии пестрят цитатами, афишами, статьями, письмами и снимками одного из величайших музыкантов мира — Мстислава Ростроповича. В этом году юбилейный фестиваль «Воронежская камерата» посвящён 95-летию со дня рождения маэстро. Ирина Авралёва, художественный руководитель фестиваля «Воронежская камерата»: — Династия Ростроповичей — это знаковые фигуры для Воронежа, они сделали много для воронежской культуры и для становления музыкального образования, развития концертной жизни. И в программу фестиваля, помимо концертов, мы предлагаем целый ряд мероприятий, которые посвящены именно истории семьи, династии Ростроповичей, событиям приезда Мтислава Леопольдовича в Воронеж, связям династии с историей и культурой Воронежа. Экспонаты этой выстаки — как своеобразные штрихи к портрету маэстро. Кажется, с самого рождения ему было предназначено служение музыке. Подтверждение — вот этот кадр, на котором крохотный Слава лежит в футляре от виолончели своего отца. Документы собирали всем миром, с помощью Национального музея музыки, Госархива и личного архивариуса семьи Ростроповичей. Причём многие из них публика видит впервые. Ирина Авралёва, художественный руководитель фестиваля «Воронежская камерата»: — У нас есть документ, который датируется 1879 годом, это фрагмент выписки из аттестата Матильды Пулей, бабушки Ростроповича. Сейчас такая памятная дата, и мы не могли обойти вниманием именно этот документ! Из фойе — в зал, где проходит торжественное открытие фестиваля. Первым на сцене появляется единственный клавесинный дуэт России «A&A». Филармония наполняется музыкой эпохи барокко, романтизма, ренессанса и даже ХХ века — миксом разных стилей и направлений. Девушки сами делают переложения мелодий для клавесина. Самая знаменитая — «Пляска Смерти» Сен-Санса. Анна Кискачи, Анастасия Антонова, участницы клавесинного дуэта «A&A cembalo duo», лауреаты международных конкурсов: — Мы срываем парики и кринолины! В XХI веке этого не существует, но зато существует совершенно замечательная трансформация клавесина, который звучит современно и актуально, благодаря его краскам, находкам и разным стилевым направлениям, которые можно на нем исполнять. На самом деле не нужно думать, что клавесин — это какой-то покрытый пылью инструмент, потому что он на самом деле используется даже в современной музыке: в поп-музыке, рэп-музыке, где угодно! «A&A» — ансамбль уникальный во всех отношениях. На вопрос, кто главный в дуэте, девушки отвечают: музыка, мы с ней — как единое целое. Случайная оговорка на концерте в Италии про «игру в 40 рук» стала их брендом, ведь действительно создается впечатление, что на сцене целый оркестр. Исполнительниц отличает экспрессивная, но при этом очень изысканная манера игры. Музыканты в хорошем смысле хулиганят, разбрасывая нотные листы и даже выходя в зал с бубном. Мария Мазур, руководитель департамента культуры Воронежской области: — Это удивительное мероприятие ежегодное. С каждым годом данный фестиваль растёт и преумножается. И в этом году у нас удивительные исполнители, что важно отметить. И хочется всем об этом рассказать: это фестиваль молодых исполнителей, здесь представлены абсолютно разные жанры, но всё это относится исключительно к камерной музыке. Кстати, играют девушки на местном клавесине голландского мастера — реплике авторства француза Паскаля Тоскена, который создавал инструменты для двора Людовика XV. Анна Кискачи, Анастасия Антонова, участницы клавесинного дуэта «A&A cembalo duo», лауреаты международных конкурсов: — Каждое произведение проходит тщательный отбор. Мы внимательно слушаем, анализируем фактуру, насколько она будет звучать на клавесине. Металлический призвук — ясный, звонкий, но в то же время клавесин может петь, быть вокальным инструментом. У нас есть свои хитрости, есть своя педаль. Хотя у инструмента педали нет, но, тем не менее, мы ею пользуемся, у нас есть педаль пальцевая, так что много всяких деталей интересных... Семидневный музыкальный марафон под названием «Воронежская камерата» только набирает обороты, обещает немало сюрпризов и увлекательное путешествие в чудесный мир камерной музыки и в жизнь великого Мстислава Ростроповича.