Воронеж КУЛЬТУРА

7 экспонатов Воронежского музея имени Крамского, которые стоит увидеть каждому

7 экспонатов Воронежского музея имени Крамского, которые стоит увидеть каждому

17:24 06 февраля 8940 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
1. Саркофаг Несипахерентахата. XI–VII век до н.э., Древний Египет Это главный шедевр египетского собрания Воронежского художественного музея и один из самых ценных экспонатов из коллекции египетского искусства в Европе. Мумия самого Несипахерентахата, знатного архитектора и писца, не сохранилась, а вот его изображение можно увидеть на корпусе саркофага, который он готовил для себя сам. В Россию культовый предмет попал в первой половине XIX века — его вместе с коллекцией египетских ценностей передал путешественник и исследователь истории Древнего Востока Отто Фридрих фон Рихтер.   [caption id="attachment_63022" align="aligncenter" width="640"] Фото с сайта culture.ru[/caption] 2. Бюст предка. XVI–XI век до н.э., Фивы, Древний Египет Почитание предков — неотъемлемая часть культуры и повседневной жизни Древнего Египта. Ритуальные бюсты умерших делали из дерева, глины или известняка, а потом расписывали. Как правило, они были небольшого размера, и ставили их в нишу семейного алтаря на входе в дом. Бюст предка из собрания Воронежского художественного музея изображает женщину, которая, согласно верованиям древних египтян, воплощала в себе энергию всех матерей семьи. Цветные полосы парика и широкое цветное ожерелье выделяют этот бюст из ряда аналогичных. Самый близкий воронежскому экспонату аналог — бюст Галлатина – хранится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. [caption id="attachment_63020" align="aligncenter" width="640"] Фото с сайта culture.ru[/caption] 3. Пелика. После 460 года до н.э., Аттика, Греция Пелика — разновидность греческой столовой амфоры. Она предназначалась для хранения вина или оливкового масла, а её поверхность, как правило, покрывала сложная роспись. Пелику из собрания Воронежского художественного музея украшают сразу два сюжета. На одной стороне амфоры неизвестный мастер изобразил историю Орфея, которому суждено погибнуть от копья гладиатора-фракийца. На другой стороне — обращённые друг к другу фигуры юноши и девушки. Эта пелика — интересный пример сочетания бытовых и мифологических сюжетов в одном предмете. [caption id="attachment_63025" align="aligncenter" width="572"] Фото с сайта culture.ru[/caption] 4. Бюст Александра I, Ф.И. Шубин. 1802 г. Имя Федота Ивановича Шубина возглавляет список выдающихся русских скульпторов XVIII века. Среди его работ — бюсты, посвящённые Павлу I, Михаилу Ломоносову, Екатерине II, князю Александру Голицыну. Тяготея к реализму и простоте, Федот Шубин одним из первых отошёл от салонно-светского портрета рококо и обратился к стилю классицизма. Бюст императора Александра — последняя работа талантливого скульптора. Мастер терял зрение, но не отказал молодому императору в скульптурном портрете. [caption id="attachment_63019" align="aligncenter" width="403"] Фото с сайта culture.ru[/caption] 5. «Портрет жены и дочери художника», Иван Крамской. 1875 г. Наш великий земляк, чьё имя носит музей, — знаковая фигура для всех воронежцев. В историю русской культуры он вошёл как гений портрета. Своих жену и дочь Иван Крамской изобразил на фоне аллеи с высокими мрачными деревьями. Это подчёркивает общее напряжение картины: она создана после смерти младшего сына Крамского Марка. Монументальной фигуре матери противопоставлен живой трогательный образ Сонечки. Она была единственной дочерью Ивана Николаевича, его любимицей и героиней десятка работ. Её ждала тяжёлая судьба, и отец это как будто предчувствовал – Софья тоже стала художницей, но была репрессирована и отправлена в лагеря после революции 1917 года. [caption id="attachment_63027" align="aligncenter" width="359"] Фото с сайта culture.ru[/caption] 6. «Маруся», Елена Киселёва. 1913 г. «Маруся» — визитная карточка музея. Несколько лет назад картину назвали «Воронежской Джокондой», и это выражение «приклеилось» к полотну. Автор работы Мария Киселёва родилась в нашем городе, в семье известного математика Андрея Киселёва. В 22 года поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств и стала первой женщиной, получившей стипендию на стажировку в Европе. Учитель Киселёвой Илья Репин считал её самой талантливой женщиной Академии. А ещё поклонником творчества Киселёвой был писатель Максим Горький. Елена эмигрировала после революции 1917 года. Её мать передала «Марусю» воронежскому музею в 1930 году, и более 30 лет полотно находилось в запасниках. Обнаружила картину искусствовед Маргарита Лунёва. Ей же удалось связаться с самой художницей, живущей в Сербии. Сохранившуюся у неё часть своих картин Елена Андреевна завещала музею родного города. [caption id="attachment_63028" align="aligncenter" width="356"] Фото с сайта culture.ru[/caption] 7. «Христос», Михаэль Остендорфер. 1530 г. «Христос» — редкий образец живописи немецкого Возрождения и при этом единственная картина Михаэля Остендорфера, попавшая в фонды русских музеев. До 1870 года она находилась в частном собрании коллекционера Карла Моргенштерна. По его завещанию была передана в дар Тартускому университету, после чего перешла в фонд Воронежского художественного музея. В лике Иисуса мастер передал свои представления о совершенстве человеческой личности. Верхний край картины украсил торжественной латинской надписью, выведенной золотом и созданной в духе античного стихосложения. [caption id="attachment_63029" align="aligncenter" width="406"] Фото с сайта culture.ru[/caption] СПРАВКА «TV Губернии» 15 января художественный музей имени Крамского отпраздновал 90-летие. Он был образован в 1933 году после объединения художественных коллекций бывшего Губернского музея и музея древностей и изящных искусств ВГУ. Первоначально именовался музеем изобразительных искусств и разместился в здании, известном как «Воронежский дворец» – за сходство с величественными петербургскими строениями в стиле барокко. Краеведы предполагают, что именно здесь, а не в Доме губернатора на проспекте Революции, 22, проходил бал, на котором побывал герой романа Льва Толстого «Война и мир» Николай Ростов. Здание с колоннадой строилось для воронежского губернатора генерал-поручика И.А. Потапова. В 1984 году к нему пристроили Выставочный зал, принимающий в год более 30 выставок. В тот же год музею было присвоено современное название – Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. ЦИФРА Более 23 тыс. экспонатов насчитывают фонды Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.