На Платоновфесте в Воронеже выступили коллективы из Москвы и Санкт-Петербурга
Живая музыка и «Оружие сердец». В столице Черноземья продолжается XII Платоновский фестиваль искусств. В филармонии столичный камерный оркестр «Musica Viva» в одном концерте соединил барокко и современную классику (6+), а в ВКЗ питерский Молодёжный театр на Фонтанке воплотил киносценарий Андрея Платонова (16+). Коллектив впервые обратился к тернистому и пронзительному языку воронежского писателя. Что из этого получилось?
Семейное счастье казалось вечным, но пришла война. Мужа забрали на фронт, а жена с детьми оказалась в эвакуации. Этот сюжет Андрей Платонов описал в 1945-м в своем киносценарии «Семья Иванова». Годом позже вышел одноименный рассказ, который впоследствии получил другое название — «Возвращение». Фильм так и не сняли, но спустя много лет за воплощение сценария взялись в питерском Молодёжном театре на Фонтанке.
Юрий Цуркану, режиссёр, театральный педагог:
— Война, прежде всего, отразилась в семьях. Семьи отражали этот разрыв. Мера ожесточенности, мера огрубелости, с которой люди возвращались. Жизнь страны, жизнь эпохи через воссоединение, через сохранение семьи, через возвращение друг к другу.
Четыре года ожидания и постоянных метаний между «жив и мертв» вылились в другие отношения. Героиня Ольга не смогла устоять против заботы искренне полюбившего ее Семена, у которого война отняла жену и детей. В этом плане у автора нет понятия «мое-чужое»: по Платонову, в страшные годы можно выжить лишь вместе, сплотившись в единое существо. Однако муж, вернувшийся с фронта, не принимает поступок жены.
Владимир Маслаков, артист Санкт-Петербургского Государственного Молодёжного театра на Фонтанке:
— Не бывает ни приземлённых, ни птичек. В каждом человеке есть все. В каждом. И во мне есть очень много плохого и много хорошего. И эта борьба идет постоянно. Вот я узнаю, что мне изменила жена, вот ситуация, очень простая, сложная по глубине, но простая: все, до свиданья. Здесь Иванов мне близок. Поэтому чем выше автор, тем он глубже, человечнее и проще.
Для режиссера Юрия Цуркану эта постановка стала своеобразным способом отдать долг поколению, прошедшему Великую Отечественную. Против самых сложных жизненных обстоятельств у платоновских героев есть особое средство — «Оружие сердец» (так называется спектакль), и это всепобеждающая и всепрощающая сила любви.
Юрий Цуркану, режиссёр, театральный педагог:
— Платонов возводил любовь в рамках не просто спасительной силы, а точки опоры, которая пытается соединить абсурд и действительность. Дело театра, по большому счету, этот абсурд действительности привести к гармонии. Платонов знал этот секрет. Может быть, это помогало жить и умирать его героям, наверняка, это помогало жить и ему после потери сына.
Играя Платонова на его родине, испытываешь особый трепет, признается режиссер. По его мнению, писатель продолжил создание плеяды маленьких людей, которые на поверку оказываются великанами — по возвышенности своей души. Однако воплотить непростой платоновский язык на сцене было совсем не тривиальной задачей.
Сергей Барковский, артист Санкт-Петербургского Государственного Молодёжного театра на Фонтанке, заслуженный артист России:
— Текст, вроде бы, простой, казалось бы, и обыденный, но не тут-то было. Он настолько емкий, настолько парадоксальный, он становится театральным, если ты сможешь в него погрузиться, когда за ним что-то накопаешь. И когда ты можешь его выстроить на сцене, тогда он играет разными красками, разными гранями, разными смыслами.
А на сцене филармонии выступил московский камерный оркестр «Musica Viva», что в переводе с латыни означает «да здравствует музыка» или «живая музыка». Автор названия — народный артист России Александр Рудин. Под его руководством ансамбль, которому в этом году исполняется 45 лет, вошел в число ведущих оркестров страны. За это время у коллектива сформировался особый стиль.
В репертуаре оркестра «Musica Viva» органично сочетаются классика и современность — это они и продемонстрировали публике, сыграв в одном концерте произведения эпохи барокко и мелодии ХХ века, подарив зрителям эстетическое удовольствие и расширив горизонты музыкального восприятия.