Воронеж КУЛЬТУРА

Под Воронежем прошёл межрегиональный фольклорный фестиваль «На Троицу»

Под Воронежем прошёл межрегиональный фольклорный фестиваль «На Троицу»

Источник: tv-gubernia.ru
Пели, гадали, водили хоровод и спускали венки на воду. В самом большой селе России прошел межрегиональный фольклорный фестиваль «На Троицу». В этом году он юбилейный — 25-й. О традициях, связанных с этим православным праздником — сюжет «ТV Губернии». Народными песнями и угощениями встречают гостей праздника новоусманцы, и так уже четверть века. Каждый июнь сюда съезжаются сотни жителей Воронежской области и соседних регионов, чтобы принять участие в фольклорном фестивале славянской культуры «На Троицу». У каждого района-участника — своё подворье. Хозяева, по традиции, самые хлебосольные. Людмила Герус, старший специалист администрации Новоусманского района: — Мы угощаем чаем, печеньями, пирожками: за стихи, пляски и песни, посвященные дню Троицы. По соседству — народные промыслы. Здесь и домотканые ковры из Каширского района, и тряпичная кукла из Рамонского. Каждая, помимо колоритного внешнего вида, несет смысловую нагрузку. Одна привлекает удачу, другая защищает дом от злых духов. Татьяна Попова, мастер народной куклы (Рамонский район): — Вот у него есть колесо, чтобы покрутить его и повернуть свою жизнь на 180 градусов. Но надо при этом загадать: что вы желаете себе на этот год. Вот, покрутите это колесико! Это венички: видите, на веничке куколка сделана. Тоже можно повесить дома, на входе. От любого сглаза действуют такие куколки! А вот подворье Рыканского и Хреновского поселений. Соседи решили показать гостям старинные бытовые предметы — чугунные горшки, угольный утюг, домотканные ковры и прялку. Эти почти музейные экспонаты для выставки принесли сами жители, в итоге получился интерьер русской избы, украшенной травами и ветками, специально к празднику Троицы. Светлана Пельтихина, преподаватель Рыканского дома культуры: — Традиция есть: украшать дом березовыми ветками, хреновыми листьями, полевыми цветами, чтобы сила духа была в доме, чтобы не было нечисти какой-то. То есть это исключительно исконно русская традиция. Мы представили фотозону, она очень специфическая, олицетворяет русский дом, русский быт. Прялка, гармонь, куда же без гармони? Это же символ России! И, соответственно, хлеб да соль. Хлеба и соли, впрочем, как и других блюд, на празднике в достатке. Свекольник, авторский пирог с печенью и пшёная каша с мясом. Хозяйки из каждого района области постарались на славу. А самый долгожданный обряд на Троицу — большой хоровод и спускание венка на воду. Делают это незамужние девушки. В какую сторону поплывет — туда и выйдет девушка замуж. После проведения всех обрядов наступает время самого песенного фестиваля. Открывают его почетные гости — вице-губернатор Дмитрий Маслов и глава Новоусманского района Татьяна Леонтьева. Дмитрий Маслов, заместитель губернатора Воронежской области: — Здесь и для детей, и для старшего, и для среднего поколения есть что-то интересное. Вы видели ритуал спуска венка на воду. Какой интерес со стороны деток и взрослых! И в целом здесь очень много участников, представителей разных ремесел. То есть абсолютно разные люди, объединенные традиционными нашими ценностями. Это очень здорово! Татьяна Леонтьева, глава Новоусманского района: — По новоусманским улицам не просто участники фестиваля идут, а новоусманцы, которые уже не первый год традиционно знают, что есть такой фестиваль, соответственно, к нему готовятся. А это дорогого стоит: ведь в семьях идёт подготовка, идёт знакомство с костюмом, с его истоками, знакомство с песней и культурой. Поэтому здесь сам день проведения фестиваля — один из маленьких этапов того, что вкладывается в такое большое мероприятие, которое готовят всю год. Близки традиции празднования Троицы и нашим соседям из Луганской народной республики. Наиболее заметно это в песнях. Хотя сами свой фольклор, участники ансамбля «Луганцы» называют билингвистическим, то есть смешанным. Наталья Грохман, руководитель фольклорного народного ансамбля «Луганцы» (ЛНР): — С одной стороны Донца жили украиноговорящие люди, а с другой — переселенцы из запорожских казаков. А ещё жили у Донца донские казаки. И все давно перекумились, переженились, через Донецк плавали туда-сюда. И вот наша песня сама — билингва. В общем-то, тексты истинно казачьи, но есть и украинские вкрапления, какие-то слова украинские. Народные песни в исполнении фольклорных коллективов не смолкали в Новой Усмани до самого вечера. Гуляли и стар, и млад. Организаторы фестиваля уверены: именно так нужно сохранять культурное наследие предков и приобщать молодежь к традиционным духовным ценностям.