Воронеж КУЛЬТУРА

XIII воронежский Платоновфест завершился интернациональным опен-эйром

XIII воронежский Платоновфест завершился интернациональным опен-эйром

Источник: tv-gubernia.ru
55 тысяч человек посетили события ХIII Платоновского фестиваля. В форуме приняли участие более 20 коллективов из 8 стран. Цель у Платоновфеста остается неизменной: открывать воронежцам мир искусства и открывать миру сам Воронеж. О наиболее громких событиях музыкальной программы нынешнего фестиваля — сюжет «ТV Губернии». Погружение должно быть полное, поэтому на лофтовой площадке полумрак. К перфомансу готовится оркестр громкоговорителей (или, как его еще называют, акусмониум). По сути, это динамики разных размеров и частот, расставленные по всему периметру пространства. Руководит процессом автор проекта Олег Нестеров, лидер столичной группы «Мегаполис». Как у любого оркестра, у этого есть и свой дирижер — Илья Symphocat. Илья Symphocat, дирижер акусмониума, музыкант, композитор, звукорежиссёр: — По сути, это как инструменты в оркестре: их можно настроить подобно ударным, подобно струнным, духовым. Они создают возможность двигать звук графическими фигурами — круг, квадрат, треугольник. Мы этого не чувствуем, пока не закроем глаза, а как только мы закрываем глаза — слышим, как звук начинает перемещаться по пространству, как он поднимается вверх, опускается вниз, будто голос. То есть это настоящее погружение в звуковое путешествие. Не каждый фестиваль способен построить акусмониум. На площадке до полусотни динамиков, некоторые из них погружены в колбы с водой для звукового и визуального эффекта. За основу взята музыка советского композитора Александра Кнайфеля к фильму «След Росомахи» про чукотскую охотницу Айнану. Оригинальная запись на пленке была отреставрирована и далее из моно переработана в многоканальное стерео. Пефоманс получил подзаголовок «17 вариаций на имя пирамидой голосов, ударных и магнитофона» (12+). Олег Нестеров, автор проекта, лидер группы «Мегаполис» (г. Москва), музыкант, поэт, композитор, продюсер, телеведущий: — Кнайфель пишет абсолютно ни на что не похожую музыку. Почему пирамида? Потому что от низких голосов к высоким выстраивается, действительно, пирамида! Батарея ударных. А почему вариация на имя? Кнайфель работает с числовыми рядами. Отсюда приходит сюда непроявленная музыка. Имя Айнана — там три «А», два «Н» и «Й». Получается числовая пропорция, так как устройство мироздания — это отношения простых и целых чисел. На мировую премьеру приехал дирижер Аркадий Штейнлухт, который 46 лет назад записывал ту музыку вместе с Александром Кнайфелем. Вспоминает: приходилось делать много дублей, слух композитора улавливал даже мельчайшие неточности. Аркадий Штейнлухт, дирижер (г. Санкт-Петербург): — Когда я получил нотный материал, он выглядел не так, как все ноты. Некоторые партитуры были написаны на миллиметровой бумаге, исполнителями были академические певцы из капеллы имени Глинки: 6 низких басов, 5 баритонов, 4 тенора, 3 меццо-сопрано, 2 сопрано и сольный голос — Татьяна Мелентьева, жена Кнайфеля. Они стояли по-разному, где-то тут, где-то там, ударники стояли в другом месте. И этот объем возникал во время записи. Проект Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР» исследует советскую музыку и призван, как говорит сам автор, отделять мелодию от кадра и соединять её с вечностью. Ярослав Борисов, лидер группы «Абстрактор», музыкант, композитор: — Впечатления самые яркие, сродни какому-то религиозному опыту. Когда отстранился от визуального совершенно, я получил то, что изначально было заложено в музыке, какой-то этнический, исторический опыт. Если акусмониум отметил в этом году полвека с момента своего создания, то на сцене ВКЗ выступил один из старейших коллективов страны — академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В прошлом сезоне ему исполнилось 140 лет. В столице Черноземья именитые музыканты исполнили сочинения Римского-Корсакова, Глазунова и Шостаковича. А на бис, под бурные аплодисменты — вальс «Маскарад» Арама Хачатуряна (6+). А в Белом колодце прошел традиционный опен-эйр «Музыка мира» (16+). На живописной площадке бывшего мелового карьера у воды зажигали группы из Армении, Индонезии и Африки. Гости из Еревана TmbaTa Orchestra покорили слушателей своей интерпретацией народной музыки, добавив туда рок, авангард, элементы джаза и классики. Не обошлось без филигранной игры на национальных инструментах. Арик Григорян, основатель группы TmbaTa Orchestra, продюсер, вокалист, музыкант (Армения): — Я не в первый раз здесь, мы играли на фестивале в 2016 году. Впечатление такое, что много театров здесь я видел, это означает, что для людей культура очень важна, для меня тоже очень много значит. В основном, архитектура похожа, как в Ереване. Я вообще Россию люблю: литературу, классическую музыку, театр, язык тоже. Лили Алексанян, участница группы TmbaTa Orchestra (Армения): — Вообще в Армении русский преподают в школах. И в кинотеатрах все фильмы на русском и английском. Впервые в России выступила группа Ali из Джакарты, соединяющая фанк 1970-х, соул, афро-бит и диско. Музыканты вдохновляются искусством Ближнего Востока. Однако и с русской культурой индонезийцы знакомы. Арсвандару Кахьо, участник группы Ali (Индонезия): — Мой дедушка был послом Индонезии в Москве в 1976 году, я фанат русской литературы. Любимый автор — Лев Толстой, а книга — «Анна Каренина». Джон Пол Паттон, участник группы Ali (Индонезия): — Есть стереотип, что в России очень холодно, но хорошо, что сегодня климат напоминает индонезийский. Кстати, у моей бабушки — корни из России. Я слушал традиционную русскую музыку, мне очень понравилось. Думаю, что на память о поездке я привезу дочке матрёшку. Хедлайнером этно-концерта под открытым небом стал коллектив FLORENCE ADOONI из Ганы, впервые выступающий в России. Он представил уникальное направление — госпел или христианскую духовную музыку народа фрафра. Ритмичные мотивы никого не оставили равнодушными. Опен-эйр посетили около четырёх тысяч зрителей, которые танцевали и пели до упаду. На такой зажигательной ноте и завершился XIII Платоновфест.