Воронеж КУЛЬТУРА

Актриса Нина Усатова: «В моей героине — я, моя мать, бабушка и вся Россия»

Актриса Нина Усатова: «В моей героине — я, моя мать, бабушка и вся Россия»

Источник: tv-gubernia.ru
Спектакль Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова «Материнское сердце» (18+) впервые сыгран за пределами родной сцены. В рамках Платоновского фестиваля искусств прошли два показа постановки продолжительностью 4 часа 20 минут. Работа режиссёра Андрея Могучего объединила рассказы Василия Шукшина, тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова. Сложившийся актёрский ансамбль спектакля практически безупречен. Роль матери, сыгранную великолепной Ниной Усатовой, можно смело занести в ряд выдающихся театральных работ. В 2023 году она была отмечена спецпремией «Золотой Маски» с формулировкой «За спектакль «Материнское сердце» и создание образа русской женщины в воплощении актрисы Нины Усатовой». В Воронеже с прессой общались занятые в спектакле актёры Андрей Феськов (исполнитель ролей Чичикова, афериста, жулика, представителя потусторонних сил), Виктор Княжев (милиционер Мельников) и, конечно же, исполнительница роли матери – народная артистка РФ Нина Усатова. По сюжету спектакля её героиня, простая русская женщина Авдотья Громова, на стареньком мотоцикле «Урал» едет через всю советскую страну в Москву, чтобы спасти сына Витьку от тюрьмы. В долгой дороге Авдотья встречает самых разных людей, и у каждого – своя судьба, своя история, своё горе. Бескрайней любви матери, её необъятного, как страна, доброго сердца хватит на всех. Героиня приехала из шукшинских 60-х и 70-х, но продолжает оставаться нашей современницей. По словам исполнительницы роли Авдотьи, в ней сконцентрированы матери, сыгранные ею в огромных количествах в кино и театре, которому Нина Усатова служит более 36 лет. – В моей героине – я, моя мать, бабушка и вся Россия, – подчеркнула актриса. Такая идеальная близость с персонажем случается не всегда. И всё же в каждой роли актриса оставляет частицу себя. – Даже если эта история не про тебя, ты всё равно оправдываешь свою героиню, – призналась Нина Усатова. – Например, в сериале «Станица» (события в нём сравнивают с историей печально известной станицы Кущевской – авт.) у меня отрицательный персонаж – глава ОПГ Волкова, но и там я пытаюсь её понять. Пережить её боль... Одним из сильных потрясений для Нины Усатовой, как и для многих театральных актёров, стала пандемия. – Нам разрешили играть в стримах (трансляциях с компьютера – авт.), – поделилась народная артистка. – И мне это сначала так понравилось! А потом подумала: «Боже, ведь кто-то умирал. Кого-то даже не пускали гулять в парк – старики все дома сидели. Люди не понимали, как лечиться, на ИВЛ лежали. У нас Алиса Бруновна (Фрейндлих – авт.) два месяца пробыла в коме. Много трагического было рядом. А мы в этом стриме как будто выполняли свой долг, свою работу. И всё-таки игра на сцене – ни с чем не сравнимая радость. Несмотря на то, что в репетиционный период эмоции могут зашкаливать. – Андрей Могучий разрешает нам импровизировать, – рассказала Нина Усатова. – И я с ним по этому поводу часто спорила. Однажды у нас дело чуть до драки не дошло. В том же «Материнском сердце» со сцены звучит следующее: «Да здравствует смерть! Если мы не в состоянии постичь её, то зато смерть позволяет понять нам, что жизнь — прекрасна». Не выдержала и говорю: «Андрей Анатольевич, зачем нам в финале спектакля такой монолог?». Он мне: «Нина Николаевна, молчите!». Я не унимаюсь: «Да вы мне разъясните, зачем он?» Могучий: «Я вас прошу, молчите!». Дошло до того, что он ушёл посреди репетиции, а я проплакала в комнате у помощника режиссёра. Решила, что всё, моя роль в спектакле закончилась. Понимание того, что монолог является кульминацией спектакля, пришло позднее. Но на следующий день Могучий явился на репетицию, как ни в чём не бывало.  – Он подошёл, обнял меня, и мы вот так мы стояли минуты две, – поделилась Нина Усатова. – Потом поцеловались и пошли работать. Теплота, с которой Нина Усатова говорит о режиссёрах, партнёрах по сцене и киноплощадке, лучше всего показывает её поистине материнское сердце. Артистку любят зрители. Узнают. Но узнают, порой, как-то странно. – На Кузнечном рынке, когда я выбирала капусту, одна продавщица сказала восхищенно: «Я вас узнала, вы – актриса!» Я смутилась, уже и капусту стала не так внимательно выбирать. И когда уходила, слышу – за спиной продавщица своей соседке говорит: «Гляди, узнаешь? Как она поёт русские песни!». Та ей в ответ: «Бабкина, что ли?». «Ну, а кто же!», – ответила продавщица. А вот ещё история. Бегу от метро через дворы в БДТ, опаздываю на спектакль. Дорогу мне преграждает женщина: «Стойте! Где талоны?». «Какие талоны?», – спрашиваю. «На сахар…В ЖЭКе давали, а мне недодали!». «Боже, а я тут при чём?», – удивилась я. «А вы разве не в ЖЭКе работаете?», – не унималась женщина. «Я в театр опаздываю. Артистка я», – говорю. «Артистка! – возмутилась дама. – Все вы артисты». Потом я уже сообразила, что она, наверное, видела меня в фильме «Фонтан» (18+). А я там, действительно, играла работницу ЖЭКа. Вот в голове дамы от талонных переживаний и произошло короткое замыкание. СПРАВКА Нина Усатова родилась 1 октября 1951 года в посёлке Малиновое Озеро (Алтайский край). В 1969 году уехала в Москву поступать в Театральное училище им. Щукина. Не пройдя по конкурсу в училище, устроилась сновальщицей на суконную фабрику «Красный Октябрь» в Боровске (Калужская обл.), работу совмещала с игрой в самодеятельном театре при фабрике. В 1970 году её назначили руководить фабричным хором, а вскоре – директором дома культуры при производстве. Работая в Боровске, Нина Усатова несколько раз сдавала вступительные экзамены в Театральное училище им. Б. В. Щукина, и в 1974 году поступила на режиссёрский факультет. С 1980 года работает в театрах Санкт-Петербурга. С 1989 года – актриса Российского государственного академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Снялась более чем в 100 фильмах и сериалах. Широкую известность Нине Усатовой принесла роль глухонемой поварихи Лидии в драме «Холодное лето пятьдесят третьего...» (18+). В большой фильмографии актрисы – роли в кинокартинах «Окно в Париж» (12+), «Мусульманин» (16+), «Остров» (18+), «Легенда № 17» (6+).