Воронежским журналистам приоткрыли тайны закулисья театра кукол
Ликбез для журналистов провели в воронежском театре кукол имени
Вольховского. Цель – дать «акулам пера» и микрофона прочувствовать
атмосферу закулисья и научить разбираться в деталях. Чем марионетки
отличаются от тантамаресок и как вдохнуть жизнь в нечто сделанное из бумаги,
ткани, дерева и пластика, выяснила TV Губерния.
Это не акция по сбору помощи нуждающимся, а своего рода игра. Каждый из
участников должен на время поделиться любой своей вещью. За один ход
передвинуть можно лишь один предмет. Переставлять их нужно до тех пор,
пока не сложится какая-либо композиция.
Алексей Гончаренко, театровед, драматург, педагог, куратор театральных
проектов:
– Предметы могут рассказать о нас даже больше, чем мы сами. На сцене вещь
несёт за собой много тем. Это энергетика человека, которому она
принадлежала, это энергетика актёра, который стоит за ней и работает. Мне
нравится слово «анимация», потому что обычно анимация воспринимается как
развлечение в турецком отеле. Но на самом деле это «одушевление».
Практическое занятие – часть проекта с говорящим названием «Театр кукол.
Инструкция по применению». Нацелен он на тех, кто пишет и говорит о том, что
происходит на подмостках. Поэтому среди участников – журналисты, блогеры,
критики, гиды. В программе – теория и практика: мастер-классы, лекции и
просмотр спектаклей с последующим обсуждением.
Валерия Черкасова, специалист отдела программ и проектов Воронежского
театра кукол им. Вольховского:
– Мы пригласили двух ведущих экспертов в театре кукол – это Анна
Брашинская из Петербурга и Алексей Гончаренко из Москвы. Они
рассказывают о театре кукол, о его специфике, какие-то вводные дают,
например, об основах терминологии, о том, чем отличается он от
драматического театра и других видов искусства, рассказывают об истории, о
том, какова драматургия в театре кукол.
Анна Иванова-Брашинская, режиссёр театра кукол, педагог, театровед,
кандидат искусствоведения:
– Конечно, специфика в театре кукол есть, и она требует погружения и
осмысления. Не хочется, чтобы называли тростевую куклу куклой на палочке,
марионетку – куклой на ниточке и так далее. Есть специфика и есть
грамотность, этой грамотностью зрители иногда обладают даже больше, чем
журналисты. Поэтому для участников решили провести ликбез по
кукловождению. Для начала – зарядка. Но не обычная, а для рук, ведь главный
инструмент артиста театра кукол должен быть хорошо развит. Как и в балете,
здесь есть несколько позиций.
Ведущие – Станислав Беляев и Софья Иголкина. Рассказывают подробно о
всех системах кукол и нюансах работы с ними. Затем участникам мастер-класса
предлагают в буквальном смысле прикоснуться к этому искусству. Эмоции
зашкаливают.
Лидия Спирина, аттестованный гид по Воронежу и Воронежской области:
– Провожу экскурсии, но вообще по образованию я журналист и как раз первые
статьи, ещё те, которые нужны были для поступления, я писала про театры
города Воронежа. Эта тема меня всегда интересовала, и сейчас гостям и
жителям Воронежа я всегда рассказываю о театрах. Как раз мой любимый в
Воронеже – это театр кукол, и очень интересно узнать про его жизнь изнутри,
попробовать самой поуправлять куклами и поучиться понимать театр.
Анна Безрядина, студентка 3-го курса факультета журналистики ВГУ:
– Очень интересна жизнь куклы – то, как это работает и как это движется, как
актёр вживается в куклу. Поэтому пришла сюда.
Кстати, при обучении артисты тренируются на так называемом гапиде. Это
своеобразный скелет тростевой куклы.
Станислав Беляев, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского:
– Носик отвечает за взгляд куклы: например, посмотреть вниз, на вас, на
оператора. Посмотреть на того человека, который управляет гапидом. Это всё
мы делаем. Держим патронку, он в середине ладошки, большой указательный
палец управляет движением головы. Это всё у нас происходит в третьей
позиции, за ширмой, ширма составляет метр...
Артисты учатся делать походку, держать голову и управлять тростями, как и
участники мастер-класса. Далее идёт работа над образом, поскольку актёр
идёт от костюма и маски, то есть характера, который закладывает художник.
Станислав Беляев, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского:
– Допустим, я могу сделать вот так и он уже скачет ножкой. Посмотрел на
актрису, на вас... А эта система кукол называется планшетной, так как
существует на планшете, то есть на столе или любой другой поверхности и
умеет ходить.
Управляется она достаточно просто: есть два два таких рычажочка, один
управляет телом, другой отвечает за голову. Попробовали и корреспонденты
поуправлять куклой и, например поздороваться, повзаимодействовать с
другими персонажами.
Конечно, одушевление куклы требует годы тренировок и сноровки. Есть и
более масштабные разновидности планшетных кукол – с человеческий рост.
Например, злая королева из спектакля «Белоснежка и семь гномов» Валерия
Вольховского. Она – паркетная. И к тому же трюковая, с секретом.
Софья Иголкина, актриса Воронежского театра кукол им. Вольховского:
– Весит кукла около 5-6, но за 20 минут работы кажется, что она весит чуть ли
не 20. Да, руки устают, но ничего страшного. Мы же — актёры, мы забываем
про всю тяжесть, когда выходим на площадку. Поэтому мы не задумываемся об
этом.
Самой сложной в управлении по праву считается марионетка. Множество
нитей, отвечающих за разные части туловища куклы, откликаются на
микродвижения рук человека. Длина нитей специально подгоняется под рост
актёра.
Станислав Беляев, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского:
– Хоп, вот он сел, поднял голову!.. Пошёл, увидел табуреточку, подошёл,
теперь делает наклон и присаживается... Чем больше нитей у куклы, тем
сложней ей управлять. Есть даже нити, которые отвечают за пятки куклы.
Максим Вербицкий, блогер:
– Мне понравилось, что были представлены разные виды кукол, что с ними
можно было поработать, поконтактировать... Сложная работа, требующая
хладнокровия, но активности и отвественности за своё дело.
За полтора часа артисты показали буквально всё: от пальчиковой куклы и
театра теней, до тантамаресок – у них голова человека и кукольное туловище –
и уличных представлений и работы с маской. За пять дней театрального
погружения работники пера получили подробную инструкцию – как стать
настоящими проводниками между сценой и зрительным залом.