В Воронеже к Дню города открыли выставку краеведческой графики
Как выглядели «Орленок», Петровский сквер, проспект Революции, площадь Ленина и другие знаковые места Воронежа полвека назад? Это можно увидеть в музее имени Крамского. Там ко Дню города открылась выставка из 40 графических работ Георгия Алексеева. Финальный аккорд монтажа ностальгической экспозиции застала съемочная группа «ТV Губернии».
Выставка к 438-летию столицы Черноземья — повод более чем достойный и ответственный, поэтому подготовка к встрече посетителей — тщательная. Нужно, чтобы все картины висели строго на определенных местах, причем ровно, и были подписаны. Хотя многие из них в отдельном представлении не нуждаются, ведь практически открыточные виды Воронежа знакомы и дороги многим горожанам. Автор — художник-график Георгий Алексеев.
Кристина Штерн, корреспондент:
— История Воронежа хранит немало драматических событий. На момент освобождения от немецко-фашистских захватчиков было разрушено более чем 90% города. Георгий Алексеев не только запечатлел значимые для горожан места, но и создал целую серию портретов простых тружеников, руками которых был и заново возведен Воронеж.
Работал художник преимущественно в техниках ксилографии и линогравюры. Это оттиск на бумаге с деревянной формы и линолеума. Причем зачастую цветной, что очень сложно: необходимо многоэтапное послойное нанесение красок. Геогий Алексеев создал много иллюстраций для книжных изданий, для журнала «Подъем»; рисовал городские афиши, например, для филармонии; писал натюрморты, пейзажи, портреты, что для графика совсем не характерно.
Оксана Лепнева, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Воронежского областного художественного музея им. Крамского:
— Очень интересный, самобытный художник-график. Очень многогранный, он работал в совершенно разных техниках, он работал в разных направлениях. Его отношение к тому, что он изображал — будь то пейзаж, будь то натюрморт, портрет — оно особым образом проникнуто человечностью. Если мы посмотрим на его книжные иллюстрации, то в каждом, даже маленьком, элементе этой иллюстрации мы видим глубокое проникновение в душу персонажа. Это не просто какие-то здания, улицы, площади и памятники — это люди, которые находятся вокруг и внутри этого события.
В экспозиции — произведения, хранящиеся как в фондах музея, так и в частных собраниях. Например, коллекционер Роман Серебрянский предоставил 7 работ, среди которых натюрморт, пейзаж, изображения советских девушек и достопримечательностей. Две из них стали центром всей экспозиции: Петровский сквер и Дом офицеров. На последней работе есть явная отсылка к 1 сентября: горожане покупают гладиолусы к празднику. А вот знаменитый Петровский сквер можно увидеть в его первоначальном виде.
Роман Серебрянский, коллекционер, художник, арт-дилер:
— В моей коллекции насчитывается больше 30 работ разных периодов. В его творчестве мне очень нравится теплота, с которой он отображает действительность, людей, характеры, цветовые решения. И что очень интересно: до мелких деталей все в его работах восстановлено — и архитектура, и элементы, и памятники.
В этом году ему исполнилось бы 95. Георгий Алексеев, уроженец Одессы, в 1957-м поселился в Воронеже и стал не только нашим земляком, но очевидцем того, как город рос и восстанавливался после войны. Художник не был безучастным хроникером, он всеми силами пытался передать атмосферу того времени. Столица Черноземья по-прежнему динамично развивается и меняется, но выставка предлагает оглянуться назад и вспомнить, каким был Воронеж в ХХ веке. (0+).