Воронежский театр кукол открыл новый сезон премьерой по сказке «Бременские музыканты»
«Ну-ка, все вместе уши развесьте». В театре кукол имени Вольховского ¬– первая премьера 99-го сезона: «Бременские музыканты». Постановщиком стала питерский режиссер Людмила Федорова, уже знакомая воронежской публике по спектаклям «Золотой цыпленок» (4+) и «Маленькие трагедии» (14+). Каким получилось новое прочтение знаменитой истории про музыкальный зооквартет?
Кристина Штерн, корреспондент:
– На сцене театра кукол вырос целый город Бремен, а это значит, оживает история «Бременских музыкантов». Однако это не ремейк советского мультфильма, а обращение к оригинальной сказке братьев Гримм.
Действие начинается интерактивно. Из зрительного зала на сцену выходят жители городка. Во время праздника они вспоминают, как отважные бременские музыканты освободили их от ужасных разбойников. Режиссер Людмила Федорова признается: советский мультфильм настолько хорош, что превзойти его просто невозможно. Поэтому постановщик обратилась к первоисточнику и решила пофантазировать, как ослик, петух, кот и пес образовали тот самый легендарный квартет.
Людмила Фёдорова, режиссёр (г. Санкт-Петербург):
– Это приквел, история до того, как они стали этим музыкальным коллективом. У братьев Гримм сказка очень коротенькая, буквально на полстранички, и она достаточно суровая. Они писали всегда про средние века – жуткие, страшные сказки. Они писали всегда для взрослых, это потом их стали адаптировать для детей другие авторы, а у нас в истории нет ни Принцессы, ни Трубадура, у нас нет любовной линии, у нас оригинальный текст песен, то есть отдельно были песни написаны под спектакль, оригинальная музыка.
А началась история печально. Разбойники вынесли из домов всё до последней вещи, и хозяевам стало нечем кормить своих животных. Скрепя сердце, они отправили их на улицу, а из петуха и вовсе хотели сварить суп. Художник Андрей Запорожский в создании кукол пошел нестандартным путем.
Владимир Руднев, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского:
– У него, допустим, не шевелятся лапки. Но у нас есть хвост, он придает настроение и характер животному: когда он радостный, может им повилять. На сцене он появляется вообще как мешок, который стоит на табуретке. Как бы такой намек, что разбойники вынесли, все, что есть в домах, и все, что осталось – какие-то мешки, тряпки. И из этого хлама, мусора, из простых вещей, которые совсем не ценные, рождается что-то ценное, нужное, как дружба.
Если животные предстают в виде кукол, то жители города и бандиты – исключительно в живом плане. И надо отдать должное артистам: разбойники получились злобные, но весьма обаятельные. Особенно атаманша.
Брошенные на произвол судьбы животные решают объединиться в команду, чтобы освободить город Бремен. Кстати, в постановке Людмилы Федоровой кот оказался кошкой.
Людмила Фёдорова, режиссёр (г. Санкт-Петербург):
– Обязательно в коллективе должна быть женская энергия, не может быть, чтобы все было на мужской энергии, должен быть баланс, поэтому кошка у нас очень важный персонаж, она является мозгом этого коллектива, двигателем, она идейный вдохновитель, в нужное русло всех всегда направляет.
Михаил Каданин, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского, заслуженный артист Воронежской области, режиссёр:
– Как я считаю, я спорю с режиссером. Но я настаиваю на этом. Не кошка – голова и вдохновитель всей нашей команды, а именно пес, потому что сакраментальная фраза звучит из его уст, из его пасти: «Нужно выручать наших хозяев, нужно спасти город от этого безобразия». Это говорит пес и он ведет их за собой.
Кстати, Михаилу Каданину не в первый раз достается роль главного четвероногого друга человека. Первой актерской собачьей работой был Белый Бим.
Михаил Каданин, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского, заслуженный артист Воронежской области, режиссёр:
– Искренность, верность и дружбу, конечно, очень сложно сыграть так, чтобы тебе поверил зритель, поэтому роль, конечно, интересная, тем более кукла необычная. Голова отделена от тела, мы вдвоем работаем на кукле. Голова не думает о том, что делает хвост, памятуя знаменитое выражение.
А вот Владислав Ефанов, исполнитель роли Петушка, поделился, что вжиться в своего персонажа было совсем нетрудно.
Владислав Ефанов, актёр Воронежского театра кукол им. Вольховского, заслуженный артист Воронежской области:
– Этот персонаж мне как будто подсказывал, что ты можешь еще больше слушать, еще больше разговаривать, еще больше в себя заглядывать. Сейчас мы в обществе привыкли ставить границы. А на самом деле, если мы прислушиваемся, договариваемся, то этот момент очень важен. Вообще, театр кукол – это такая вещь, когда мы локоть к локтю находимся, мы чувствуем друг друга постоянно. Здесь невозможно водить куклу индивидуально, ты всегда должен быть в спайке с партнером.
В итоге навсегда прогоняет из города разбойников восьмиглазое чудовище на четырех лапах и говорящее на непонятном языке.
Миша Фисунов, зритель:
– Спектакль вообще очень классный!
Екатерина Фисунова, зритель:
– Этот спектакль настолько современный, настолько динамичный, там очень много музыкальных находок, и развитие идет так, что ты постоянно держишь внимание. Я очень рекомендую всем посмотреть, такой заряд замечательный, очень много важных моментов: и с куклами, и актерская работа на высоте.
К слову, в аутентичной сказке братьев Гримм отважный зооквартет поселяется в доме разбойников, даже не доходя до Бремена и не занимаясь музыкой. Но в воронежской версии все иначе. Яркий, веселый, музыкальный спектакль напоминает о ценности дружбы и взаимопомощи. О том, что только вместе можно преодолеть любые трудности (6+).