«Это настолько пронзительно». Театр из Донецка привёз в Воронеж спектакль о событиях 2014 года
У войны не женское лицо. В столице Черноземья прошли гастроли Донецкого республиканского академического молодёжного театра. Дончане привезли премьеру этого года – спектакль «Шахтерская дочь» по произведению местной поэтессы Анны Ревякиной. Постановка уже успела войти в лонг-лист театральной премии «Золотая маска». Каково на сцене проживать события, которые были в реальной жизни?
В страшном 2014-м у Марии погибает отец, защищая родной Донецк. Решение приходит молниеносно: девушка занимает его место на передовой. С тех пор из-под прицела двадцатидвухлетнего снайпера ни один враг не ушел живым. Актриса Валерия Маринкова – коренная дончанка. Тогда, 10 лет назад, свое совершеннолетие встретила под обстрелами. Делится: роль сложная физически и психологически.
Валерия Маринкова, актриса Донецкого республиканского академического молодёжного театра:
– В тот момент, в 2014-м, это казалось адом. Казалось, что страшнее этого не может быть. Моею героиней движет месть, чувство мести за отца. Я думаю, что это очень сильная энергия, которая в порыве эмоций может человека сдвигать в страшные моменты и ситуации. И её понимаю, во многом оправдываю. И если себя поставить на её место – это очень сложный вопрос. Наверное, я бы не смогла.
Максим Жданович, режиссёр Донецкого республиканского академического молодёжного театра, актёр:
– Мы больше рассматривали тему того, как можно не озвереть, потому что когда творятся вокруг такие вещи, можно захлопнуться, можно оскотиниться, стать обозленным на всё. И как в себе оставить человеческую природу и уметь дальше жить.
Этот Донецкий театр ещё до начала СВО искал материал о событиях 2014-го. Самой подходящей и правдивой оказалась поэма местной поэтессы Анны Ревякиной «Шахтерская дочь», основанная на реальных событиях.
Владислав Слухаенко, генеральный директор-художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодёжного театра:
– Анна Ревякина – очень талантливая поэтесса, одна из лучших, она писала о том, что видела и жила в этом. Для неё это выстраданное произведение было, она чётко понимала, для кого она пишет. Нам хотелось, помимо того, что рассказать о том, что происходит, остаться честными перед своими зрителями. Нельзя было нагонять пафос, выдумывать, что-то нагнетать или высказывать какую-то позицию.
Самым трудным оказалось перевести поэтический язык на театральный. Поэтому постановка насыщена различными символами. Например, на сцене появляются такие сквозные персонажи, как вороны, смерть в кроваво-красном платье и воин-ангел. А ещё очень смело передан образ абсурда, происходившего в закулисье политической жизни Украины в то время.
Максим Жданович, режиссёр Донецкого республиканского академического молодёжного театра, актёр:
– Трудно найти язык и пластический язык, чтобы это было «смотрибельно», с этим мы долго работали, искали, фантазировали, актёры приносили свои ощущения, свои мысли, вплоть до того, какая музыка. Люди говорили: у меня ассоциируется это с песней «Так хочется жить». Потому что, оказывается, в это время из всех машин доносилось вот эта песня.
В декорациях воссоздана атмосфера Донецка в 2014-м. Разруха, хаос, отчаяние. Во весь этот ужас врываются воспоминания из детства – картины мирной счастливой жизни.
Актёры делятся: первые показы спектакля давались очень сложно, играли на разрыв, плакали на сцене по-настоящему, потому что тема близка каждому до боли. Приходилось переживать ее снова и снова. Актёр Николай Гусейнов играет отца девушки-снайпера. Вживаться в эту роль не приходилось, ведь в Донецке в каждой семье есть свой шахтёр.
Николай Гусейнов, актёр Донецкого республиканского академического молодёжного театра:
– Я помню 2014 год, когда это началось. Действительно, а кто может встать на защиту всего этого? На защиту своих прав, на защиту своего будущего, на защиту своих детей, своих родных, на защиту Донбасса. Конечно, в первую очередь встали шахтеры. Они герои и всегда были героями, несмотря на то, что они защищают Родину, они ещё работают в очень трудных условиях, очень жестоких.
Илья Коростылев, зритель:
– Мы знаем не очень много, а здесь раскрывается более полная информация обо всей этой ситуации, о том, что там происходило. Почти что до слёз сопереживал главной героине: как уходил отец, обычный рабочий уходил на фронт, это эмоции и переживания сильные. Произведение очень эмоциональное. И достаточно глубокое: это тема жизни и смерти.
Последние два года массовые мероприятия в Донецке были запрещены. В это время и поставили спектакль. Репетиции шли, несмотря ни на что. Труппа выезжала на гастроли по России, в более спокойные районы Донбасса и по госпиталям.
Владислав Слухаенко, генеральный директор-художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодёжного театра:
– С февраля начали работу на площадке в ограниченном режиме. Вместимостью подвала определялась численность людей, которые могут посещать театр. Это 100 человек. Играем детские спектакли, вечерние. Вечерние в наших реалиях – это условность. Они начинаются в 3-4 часа. Поскольку мы ограничены комендантским часом, и транспорт перестает ходить в 8 часов вечера.
Ольга Мацкевич, зритель:
– Спектакли о войне всегда сложно смотреть и сложно ставить. Я не думала, что это будет настолько пронзительно, настолько профессионально, очень красиво найдена форма, которая проймёт каждого, буквально любая картинка – понятна, о чём она, про что хотел сказать режиссер, я уже несколько раз поплакала.
Благодаря Президентскому фонду культурных инициатив, спектакль уже увидели в 20 городах России. «Шахтерская дочь» – это сильная и смелая постановка. О городе терриконов, горняков и роз, который выстоял благодаря тем, кто в мясорубке войны остался, несмотря ни на что, человеком с большой буквы и с большим сердцем. (16+)