Воронеж КУЛЬТУРА

«В душе Кандинский»: воронежские художницы учили творить своих детей и сами у них учились

«В душе Кандинский»: воронежские художницы учили творить своих детей и сами у них учились

19:02 08 сентября 1617 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
Идея выставки «Простое, Сложное» (0+), открывшейся на днях в воронежском Доме архитектора, необычна. Работы художниц Анастасии Плотко и Анны Кокориной на равных правах соседствуют с творениями их  маленьких дочек – 6-летней Евсевии Плотко, 3-летней Василисы Смородиновой. И, похоже, дети здесь – главные герои. Аннотация к выставке напоминает о том, что «материнство зачастую становится причиной исключения художников-матерей из арт-процесса». Плотко и Кокорина нашли способ в нём остаться, сделав материнство частью арт-процесса: «Когда ресурсов для чего-то большого и всеобъемлющего не хватает, мы можем просто развлекаться с детьми, выпустить своего внутреннего ребёнка и творить безумие вместе. «Материнство – это на всю жизнь, но не стоит забывать, что ты художник».  В анонсах события использовался термин «наивное искусство». В контексте Дома архитектора он появляется не впервые.  В мае здесь прошла выставка «Нога и берёза» (0+): в ней участвовали 15 взрослых авторов и несколько юных живописцев. У проекта были кураторы, отбиравшие экспонаты на конкурсной основе. Большинство участников в примитивизм, конечно же, играли. Таково было творческое задание. «Простое, Сложное» – проект более камерный. «Более семейный», если выразиться точнее. Даже немного странно было увидеть толпу гостей на вернисаже, тема которого – трогательные отношения двух матерей со своими детьми. Увы, семейное общение редко перерастает в совместное творчество. Тем интереснее те случаи, когда до него всё-таки дошло.  – Для меня это очень необычный проект, – призналась на открытии выставки Анна Кокорина. – Когда я только стала мамой, мне было очень сложно. Всё время сидела дома, хотелось постоянно вырваться куда-то... Сначала даже рисовать не могла. Но потом нашла выход. Мы начали творить с Василисой. И у меня появилось второе дыхание. Захотелось ещё больше рисовать. Идея выставки появилась у Анастасии Плотко, когда её дочка только начинала рисовать. – Я долго думала об этом, а Евсевия тем временем росла, – вспоминает художница. –  У неё появились новые работы, более прорисованные... Но и старые хранились. Я вспомнила про Аню и её дочку. И мы решила провести выставку совместно. Пожалуй, важно, что работы детей не подаются как «творчество вундеркиндов». В том, что делали Василиса и Евсевия (порой в одиночку, порой вместе с мамами), отсутствуют претензии на некий постамент (или почётную грамоту конкурса). Кажется, взрослые и не особо-то направляли их, не указывали, что и как рисовать. Вот тебе краски, пластилин, картон – делай, что хочешь! А мы, посетители выставки, теперь можем заглянуть в причудливый детский мир и чему-то, наверное, удивиться. Но потом вспомнить, что и сами в их возрасте пытались творить. Да только ничего от нас тогдашних не уцелело почему-то... – Всегда восхищалась работами Василия Кандинского, – рассказывает Анна Кокорина (кстати, не только профессиональная художница, но и педагог: она преподаёт в гимназии №2). –  И когда Василиса моя начала рисовать, я увидела в ней потенциал. Стала его развивать. Мне очень нравится творить с ней. У нас так повелось: я рисую, и она всё время рядом, на меня смотрит. Мы вместе лепили... Но в последнее время она больше поёт! Наверное, слишком много мы рисовали! – Анна смеётся. – Она подустала от этого. И сейчас ей очень нравится петь и играть на кастрюлях. Она барабанит, поёт и даже что-то сочиняет. Творческая фаза у Василисы началась в восемь месяцев. Тогда она просто размазывала руками краски. Получались, по словам её мамы, «классные абстракции». – Я не знала, чем её заинтересовать, потому что она была не очень усидчива, – признаётся мама девочки. – И я просто дала ей свою кисточку с маслом. А Василиса начала внизу моего холста что-то создавать. Я рисовала как раз мать и дитя: работа называлась «Ожидание». Получилось очень даже хорошо! Я не стала ничего замазывать. Анна Кокорина всегда считала: «у ребёнка настолько чистый разум, что именно ему откуда-то сверху может зайти гениальная мысль. И если мы, взрослые, сумеем её правильно прочитать, то сможем создать что-то действительно стоящее». Видимо, отсюда следует, что и сама художница чему-то научилась у дочери, которой 9 августа исполнилось три года. И картины взрослых художниц в какой-то мере оказались результатом такой работы над собой. Характерный пример – цикл абстракций с названиями «Пятно 2», «Пятно 4» и т.д. Гора на одной из кокоринских картин возникает из сочетания размазанных по холсту красок, и это неплохо рифмуется со спонтанно рождавшимися творениями детей.   Каким-то одним форматом участницы выставки себя не ограничивали. Представлены в Доме архитектора и творения в смешанной технике, и композиции, которые условно можно назвать «скульптурными». Серьёзные аллегорические полотна матерей соседствуют с портретами цветов, драконов, рыб и насекомых, над которыми работали их дети.  О том, насколько причудлив порой бывал авторский подход, рассказала Анастасия Плотко: – Ребёнок лепит что-то из пластилина, тот очень яркий. Думаю: дай-ка и я попробую! Взяла керамическую массу, чтобы та была потвёрже. Она застыла. В неё я вставила медную проволоку и ещё добавила всяких бусинок и воздушный пластилин, который тоже застывает. И затем уже миксовала, экспериментируя с цветами. Я Ане потом рассказала, как мы работали, она говорит: «Классно! Тоже с Василисой попробуем». А потом в семье Плотко родился ещё один художник. Зовут его Лука, сейчас мальчику два с половиной года. Одну из работ, представленных на выставке, создавали уже втроём. Называется она «Волшебный лес». – Так что участников у нас  четыре, но неофициально – пять! – говорит Анастасия.